Журналист Bellingcat оправдывает нарушителей российского законодательства
Александр Волков

Журналист Bellingcat оправдывает нарушителей российского законодательства

22 июля американская неправительственная организация Coda, которая формально специализируется на борьбе с дезинформацией, выпустила материал с громким заголовком «Репрессии в Telegram в России создают препятствия на пути журналистов-расследователей». В статье приводится интервью с Христо Грозевым – одним из наиболее медийно-известных работников интернет-издания Bellingcat. В нем он описал способы получения личных сведений российских граждан.

Журналист рассказал об использовании ботов Telegram, позволяющих за «пару евро в месяц» узнать телефонный номер человека. За несколько десятков евро он мог найти паспортные данные человека, а за более высокие суммы, даже получить списки пассажиров авиарейсов или информацию о телефонных разговорах. Грозев привел личный пример применения таких инструментов и утверждал, что по просьбе немецкого журналиста искал гражданина России, подозревавшегося в вывозе технологий из Германии. Тогда ему, с помощью нескольких ботов, якобы удалось определить принадлежность того человека к одной из ветеранских ассоциаций. Аналогично он действовал при расследовании инцидента с отравлением Алексея Навального.

Из комментария журналиста можно сделать один крайне важный вывод. Руководство Bellingcat неоднократно акцентировало внимание на том, что вся добываемая изданием информация берется исключительно из открытых источников. На этом основывается его образ команды независимых и профессиональных расследователей, способных самостоятельно и без специальных инструментов находить истину только с помощью анализа страниц в Интернете. Но Грозев еще раз лично подтвердил, что на самом деле это не так: Bellingcat не против прибегать к подкупу и приобретению сведений личного характера.

Сам журналист не видит в этом ничего плохого. Он жалуется, что возможности интернет-издания по поиску информации снизились, из-за действий российских правоохранительных органов по поимке продавцов баз данных. Их арест Грозев прямо называет незаконным, хотя как в России, так и в западных государствах незаконное получение и разглашение конфиденциальной информации является уголовным преступлением.

Получается, что Грозев называет борьбу с преступностью в сети «репрессиями». Этим и другими высказываниями он собственноручно раскрывает суть Bellinngcat и наносит изданию большой репутационный ущерб.