О стрельбе по дронам
Владлен Татарский

О стрельбе по дронам

Новые реалии и недооценка противника

На некоторых информационных ресурсах обсуждают способы противодействие вражеским дронам. Огромная часть людей пишет о том, что стрелковый огонь в достаточной степени эффективен для борьбы с вражескими “птичками”. Приводят отзывы людей, которые воевали (или воюют), и имеют на счету сбитые стрелковым огнём БПЛА.

Наше подразделение три раза сбивало дроны стрелковым огнём и, конечно, если хоть одна пуля попадёт в аппарат, то он сразу выходит из строя. Однако не стоит принимать за истину в последней инстанции советы ветеранов. Всегда нужно включать здравый смысл. Например, от ветеранов, и достаточно героических, я слышал о применении ВСУ американских танков “Абрамс”, о толпах негров-наёмников. Один, грамотный в своём деле, подполковник рассказал мне о том, как он гаубицами накрыл батальон поляков. Думаю, вы все слышали подобные бредни.

Я подвожу к тому, что не все участники боевых действий сохранили здравый смысл, а некоторые просто имеют “правило выжившего”. Например, я очень много ходил по различным минным полям, но при общении с грамотными сапёрами я понял, что если бы эти ребята ставили мины, то шансов бы у меня не было. Я видел множество идиотских “укреплений”, “дзотов” и позиций, вырытых людьми, которые не один день на войне, где нельзя было воевать (хороший пример – недавно “прославившаяся” позиция “Капля”). Кто-то привел пример, что под Славянском сбили вертолёт из пулемета… Я вспомнил как во время войны в Ираке какой-то бедуин сбил “Апач” из винтовки, но ведь это не повод заявлять о том, что стрелковое оружие – это эффективный способ борьбы с вертолётами огневой поддержки?

Дрон, самый дешевый, за 200$, может с высоты 150 метров чётко наблюдать людей в окопах. Те дроны, что подороже, могут это делать с 300 метров. Я хотел бы сводить всех своих оппонентов на полигон, и пусть они с положения “лёжа” попадут в не движущуюся мишень на этом расстоянии. Обычное пехотное подразделение (не спецназ!) редко бывает больше одного раза в год на стрельбище. Возразят, что стрелять нужно с нескольких стволов, но это не исключает того, что ВСЕ попадания в дроны – это случайность. Если нет, дайте расчет того, какое количество стволов нужно для гарантированного поражения цели. Например: “ПК и 3 АК дают с 90% вероятностью поражение дрона”. Когда мы конкретно говорит о работе на Донбассе, то давайте вспомним, какое количество людей вообще несут дежурство на боевых постах. Ни о каком облаке пуль во многих местах не может быть и речи.

Очень много зависит от оператора дрона. Высококвалифицированный оператор, вообще, может спокойно летать где угодно. Укры массированно применяют БПЛА и отлично обкатывают их расчеты. Отмечу мастерскую работу бойцов 93-й бригады ВСУ. Собственно говоря, можно набить один магазин трассерами и от скуки пострелять по дрону, но, к сожалению, реалии войны изменились и будут и дальше радикально меняться! Под эти изменения нужно подготовиться!

Мне посоветовали глупые люди оставить мои истории для книг. Видимо, кровь, пролитая бойцами, с которыми я служил, не имеет для них значения, но я расскажу здравым людям несколько примеров. Как говорится, “имеющий уши, да услышит”. В р-не Сокольников (ЛНР), в октября 2019 года, трое бойцов получили осколочные ранение при стрельбе по дрону. Конечно, они не попали в него сразу и получили ВОГ-17. В мае 2020 г. двое бойцов открыли огонь по дрону, который корректировал огонь миномётов. Тут же по ним прилетела мина. Один погиб сразу, другой пытался его эвакуировать и тоже погиб. Ещё 5 бойцов были ранены при попытки спасти ещё живых стрелков.

В одном из территориальных батальонов отмечалось большое количество легкораненыхот ВОГов и гранат, которые бросают сверху. Их пытались сбивать, но опытный противник быстро отучил это делать, фактически выманивая личный состав из укрытия, а затем накрывая его. Хорошо, если это просто граната. В дальнейшем, с развитием управляемых боеприпасов, толпа стрелков, пытающихся сбить дрон, будет идеальной целью. В принципе, уже сейчас это происходит, пока, слава Богу, без управляемых боеприпасов, а просто артой.

Контраргумент по поводу того, что не стоит выбегать из укрытия для стрельбы, т.к. тебя могут накрыть артой, выдержан в духе старинного армейского идиотизма: "Ты, что боишься умереть на войне?" И ему подобного, в стиле генерала Драгомирова, когда он впал в маразм. Кстати, аргумент этого военачальника, по поводу превосходства штыка над пулей и духа над техникой, отталкивался от исторических побед Русской Армии и слов Суворова – крыл козырями! Всё это очень напоминает рассказы о том, что если ты боишься стрелять по дронам под огнём арты, то тебе нечего делать в Ополчении.

Цель настоящего солдата – не гибель, а выполнение боевой задачи. Потери, в и без того едва укомплектованных подразделениях, конечно, этому не способствуют. Противник изменил тактику и поднял своё мастерство! Мы должны полностью пересмотреть создание инженерных укреплений, передвижение к позициям и многие другие вопросы, которые диктует новая обстановка.