Нужен тыл для возрождения империи
Борис Джерелиевский

Нужен тыл для возрождения империи

Переформатирование постсоветского пространства требует решения острейших проблем в самой России

Статья президента России Владимира Путина об историческом единстве русских и украинцев без преувеличения произвела фурор в медийном пространстве, причем даже не ее, казалось бы, главный тезис о единстве русского народа, частью которого являются малороссы. Эта позиция давно и хорошо всем известна, и, соответственно, ничего сенсационного в ней нет. Собственно, Владимир Путин уже озвучивал ее ранее, пусть и в несколько ином виде.

Ряд экспертов усмотрели в статье куда более важный, по их мнению, момент — готовность Москвы к переформатированию постсоветского пространства, являющегося сегодня, по сути дела, стратегическим предпольем нашей страны. То есть в статье российского президента усмотрен следующий посыл: суверенитет бывших республик Советского Союза, а ранее частей Российской Империи простирается до известных пределов, а именно до того рубежа, пока он не начинает создавать проблемы для национальной безопасности России. То есть созданий «Анти-России» и плацдармов для агрессии против нашей страны на территории бывшего СССР Москва не потерпит.

В нынешней международной ситуации, ознаменовавшейся сломом послевоенной правовой системы и окончательным установлением «права силы», такая постановка вопроса абсолютно адекватна. С учетом того, что большинству этих новообразований Россия выстроила экономику, государственность, а некоторым и дала письменность, требование лояльности или, как минимум, нейтралитета к нашей стране выглядит морально оправданым.

Как отметил сам Путин, это несколько больше, чем просто статья, и тут же это подтвердил еще одним заявлением. 14 июля российский лидер заявил, что Россия готова предложить Белоруссии и Казахстану интеграцию на уровне Европейского союза — с единой валютой и общей таможней, но при сохранении суверенитета.

«Вот смотрите: Евросоюз же развивается, и никто не сравнивает его с Советским Союзом. Хотя, я говорил уже об этом, количество обязательных решений, принимаемых Европарламентом, больше, чем количество этих обязательных решений, которые принимались союзным парламентом во времена СССР. Никто их с Советским Союзом не сравнивает. Это добровольное дело. Нас вполне устроит, если у нас даже в двустороннем формате будут дружеские, стабильные отношения. И мы к этому готовы, повторяю ещё раз, признавая сегодняшние сложившиеся геополитические реалии. Если у нас складываются такие отношения, как с Казахстаном или с Беларусью, с которой мы строим Союзное государство, то это ещё лучше. Мы готовы и к такой глубокой кооперации.

Кстати говоря, вот мы говорим: с Беларусью Союзное государство. Но в прямом смысле слова это не государство. Это просто определённый уровень интеграции. Если сравнить с Евросоюзом, в Евросоюзе гораздо более глубокий уровень интеграции, чем у нас в рамках Союзного государства с Беларусью. Гораздо более глубокий. Там единая валюта, фактически очень мощный таможенный союз и так далее. И единое пространство, передвижение. Там всё есть, чего мы пока ещё не достигли. При этом при полном сохранении суверенитета. Тем не менее, это облегчает людям жизнь, создаёт определённые условия для экономического развития, повышает нашу общую конкурентоспособность. Если отношения будут развиваться в таком ключе, то мы, конечно, будем всячески поддерживать отношения подобного рода. Мы за это и будем по-партнёрски работать со всеми нашими соседями и друзьями», - сказал Путин.

Но, к сожалению, приходится констатировать, что и эти предложения и прозвучавшие в статье вполне справедливые требования, и обозначенные рамки серьезно запоздали. Некоторые из бывших советских республик сделали русофобию своим главным активом, и даже те из них, что числятся нашими союзниками, все глубже втягиваются в антироссийские программы враждебных нашей стране сил, или уже участвуют в интеграционных проектах стран, являющихся нашими геополитическими соперниками, такими как Турция.

Помимо очевидного запаздывания есть и еще одна серьезная проблема, способная помешать реализации указанного в программной статье. Возрождение империи, чем фактически и будет переформатирование постсоветского пространства, потребует максимальной мобилизации общества, которая возможно только на основе общенациональной сплоченности и достаточно высокого доверия к власти. Но ни того, ни другого, мы сегодня, увы, не наблюдаем. Пенсионная реформа, грабительские налоги, насильственная вакцинация — все это вызывает не просто недоверие россиян, а растущее негодование, напоминающее подземный пожар на торфянике. Что говорить, когда инициативы руководства фактически вытесняют патриотов, еще недавно поддерживающих власть, в оппозицию!

Что до единства и сплоченности, то его мы не наблюдаем даже в высших эшелонах власти, когда распоряжения президента открыто игнорируются и оспариваются, и не совсем понятно, кто за что отвечает, и кто руководит в реальности.

Иными словами, внутренняя социально-политическая ситуация в стране сегодня не слишком способствует реализации геополитических проектов такого масштаба. Можно конечно, исходить из логики — «главное втянуться в драку», вспомнив при этом события 2014 года, когда после воссоединения Крыма с Россией, рейтинг власти достиг заоблачных высот. А ведь перед этим произошла «болотная революция».

Но, во-первых, возвращение Крыма все же не потребовало затрат уровня переформатирования всего постсоветского пространства, тем более, что и конфронтация с Западом тогда еще не достигла такой напряженности.

Во-вторых, события «болотной революции» захватили главным образом только столицы. Сегодня территория потенциальных протестов гораздо шире. Также перечень претензий к властям значительно шире. Сюда можно еще добавить последствия локдауна и продолжающейся пандемии.

Словом, для проведения столь грандиозной операции состояние «тыла» оставляет желать лучшего. И чтобы она закончилась победой, а не катастрофой, необходимо принять срочные меры. В общественной сфере, это, прежде всего, восстановление доверия народа к власти, что предполагает отмену самых скандальных решений последних лет. Необходимо также принять более решительные меры против «пятой колонны» и ее покровителей во властных структурах — агентов влияния Запада, ведущих страну к либеральному реваншу. Как вытекающую из этого задачу — покончить с «двоевластием» в руководстве страны, исключив саботаж президентских решений и требований.

Если этого не сделать, за переформатирование лучше и не браться. Впрочем, если указанные меры не будут приняты, страна обречена — вопрос только в сроках. «Анти-Россия» возьмет тогда вверх.