Танк, которого нет
Анна Пономарева

Танк, которого нет

На Украине объявили о превосходстве «Ноты» над российской «Арматой»

Российское вооружение не дает спокойно спать украинским политикам и специалистам. Они то и дело выдают потешные перлы о превосходстве отечественной мысли и ее продуктах над российскими достижениями. На сей раз поводом для смеха в экспертном сообществе стало заявление о том, что по своим характеристикам секретный украинский танк «Нота», если бы он существовал в действительности, превзошел бы российский Т-14 «Армата».

«Этот танк четвертого поколения прошел через несколько итераций, последними из которых были "Боксер", "Молот" и, собственно, "Нота". Эти проекты в полете конструкторской мысли, конечно, опередили российскую "Армату", которая частично вобрала в себя наработки от последнего супертанка Советского Союза», — пишет информационно-консалтинговое агентство Defense Express.

Умора, да и только! Ни один здравомыслящий человек не напишет об очевидном провале, как если бы это было достижение. Но для Украины подобные измышления – это норма, потому как они прекрасно, с точки зрения местного агитпропа, помогают вести деятельность по промывке извилин населения. «Если бы этот танк был на поле боя сейчас — с теми ожидаемыми возможностями, которые закладывали конструкторы, — ему не было бы равных», — доводят до истерического смеха украинские аналитики, напоминая о том, что «до начала 90-х харьковские проекты были концептуальными лидерами, которые объединили в себе прорывные решения по командной управляемости, подвижности, защищенности и огневой мощи».

В общем, есть чем «потресть». Мол, у него и пушка была бы калибра 152 миллиметра, и три магазина барабанного типа, используемых для хранения и подачи боеприпасов. Наконец, новый автомат заряжания «отличался простотой и позволял сделать первый выстрел всего за четыре секунды», пускают слюну украинские эксперты. Вот только имеется одни ключевой нюанс, работы над «Нотой» на Украине ведутся уже более трех десятков лет (по крайней мере, еще ведутся, как об этом с важным видом вещают в Киеве), и все—не с места. Танки – это вообще одна из самых больных тем в стране. Если на то пошло, то с 2009 года на харьковском заводе им. В.А. Малышева удалось выпустить один-единственный танк для ВСУ, при том, что еще в советские времена ежегодно с конвейера уходило около 900 машин. Теперь нет заказов, отсутствуют вменяемые специалисты и т.п. Иными словами, дышит на ладан танковое производство. Так что увидеть хотя бы макет произведения украинской мысли на базе советских наработок, о чем так мечтают свидомые – это уже из области фантастики.

Похожая анекдотичная ситуация с желанием догнать и перегнать Россию в разработке танка мощнее, чем «Армата», наблюдается и в Польше. Но там скромно молчат о своих неудавшихся грандиозных прожектах, видимо, уже оставив всякую надежду порадовать отечественных русофобов. Как пишет американский военный эксперт Питер Сичиу на портале 19FortyFive, в Польше с 2013 по 2015 год активно разрабатывался и рекламировался танк-невидимка под названием PL-01. Получилось смешно. Вернее, совсем не получилось: прототип пытались состряпать на основе шведского легкого танка CV90120-T. При этом его профиль не слишком отличался от американского M-1 Abrams или немецкого Leopard 2. У PL-01 также обнаружили общие черты с российским Т-14 «Армата». И он был похож… на израильскую «Меркаву». Своего рода танк-ассорти.

В этом проекте поляки дали волю своей буйной фантазии: придумали (гипотетически, конечно) беспилотную башню на дистанционном управлении, задний входной люк и отсек для перевозки солдат. А несколько слоев модульной брони должны были сделать польский танк непобедимой передвижной крепостью. Пушка у него, правда, была немного скромнее, по сравнению с украинской «Нотой» — всего лишь 120 миллиметров, но зато способная стрелять всеми стандартными боеприпасами НАТО и запускать противотанковые управляемые ракеты. Более того, технология невидимки должна была сделать машину более трудной для обнаружения стандартными тепловыми датчиками. При этом панцирь танка выдержит попадание бронебойным снарядом, взрыв мины или самодельного взрывного устройства, он будет покрыт материалами, поглощающими радиоволны, мечтали горе-разработчики, которые так и не довели свой полет фантазии до ума, совсем как украинские коллеги. Или, возможно, совершенная стелс-технология танка, о которой так задорно рассказывали поляки, заставила его исчезнуть?