Вера Детковская

Политика занятости поможет выбраться из демографической ямы

Недавно в обществе вновь подняли и принялись беспощадно муссировать тему демографического кризиса населения.

С демографией, надо признаться, у нас и правда состояние ужасное. Коренное население вымирает, миграционная политика в качестве политики, а не лозунгов и рекламно-арбузных роликов, отсутствует, так называемые национальные проекты смешны своей наивностью и демонстративно-восторженным освещением в прессе.

Однако ж, в чем истоки пресловутого демографического кризиса? В чем причина обширной внутренней миграции, пустеющих регионов на Востоке страны и экспансии в ее центр? Можно, конечно, долго рассказывать про бэби-бумы 60-х годов прошлого века, про кризис рождаемости в 80-е, про бесплодные девяностые. Однако, это не анализ, а всего лишь сопоставление цифр в статистических таблицах.

Давайте разберемся, от чего действительно зависит демографическое положение? Прежде всего, нужно выяснить, из кого состоит население нашей страны. Это, безусловно, женщины и мужчины. Женщин немного больше. Женщины и мужчины подразделяются на детей, взрослых, стариков. Демографический кризис наступает тогда, когда стариков становится много, детей мало, существующая динамика произведения потомства не компенсирует этот перекос. Постепенно старики умирают, дети взрослеют и тоже рожают мало. И так, из года в год, все больше людей стареет и умирает, и все меньше новых людей появляется на свет. этот процесс называется "старение населения". У нас же, кроме уже указанного "старения населения", присутствует большое число взрослых, готовых и способных наплодить детишек, не в состоянии это сделать в силу каких-либо социальных катаклизмов. То есть, вроде бы фертильные товарищи и не против, но что-то им мешает. Это "что-то" старательно обходят телевизионные грамотеи, жонглируя цифрами и строя озабоченные рожицы в камеру.

Однако ж, что мешает здоровой паре молодых супругов нарожать двух-трех ребятишек? Во-первых, конечно, отсутствие социальной поддержки со стороны государства. То есть, конечно, государство озабочено, но не далее, чем на срок проведения волнующей политической дискуссии по телевизору. Таким образом, молодая семья должна рассчитывать исключительно на свои силы. Значит, вопрос упирается в работу для мужа, поскольку женщина в нашей стране, как правило, занимается рождением и воспитанием детей. Если причина в работе, казалось бы, чего проще, - дайте человеку работу, он будет ее работать и получать заработную плату.

К сожалению, для того, чтобы дать человеку работу, у государства должны быть хоть какие-то идеи, как это сделать. Восхищенные лопотания незнакомых аббревиатур, раковыми опухолями заполонившими все СМИ, выкрикивания процентов, скорбь по высокой инфляции, - все это напоминает шаманские камлания. Так называемый Валовой Внутренний Продукт, о котором так часто говорят наши финансисты и экономисты, растет исключительно за счет подорожания стоимости нефти. Это означает, что та часть валового внутреннего продукта, которую составляет промышленность и торговля, практически остается неизменной. А раз нет прироста объема промышленного производства, нет прироста производства непромышленного, а есть исключительно спекулятивные цены на нефть, то взять работу для молодого мужа не от куда. Куда же, он, бедный, устроится на работу? Кем? баррелем нефти его вряд ли возьмут.
Тут мы приходим к парадоксу. Вроде бы, налицо демографический кризис. С другой стороны, присутствуют люди, готовые и способные исправить положение, не щадя живота своего (простите за каламбур). Однако ж государство, истекая крокодиловыми слезами, не считает нужным предпринять хоть что-нибудь для исправления ситуации.

Какие меры можно предпринять? Ведь у нас рыночная экономика! Равновесие! Невидимая рука!

Есть такая вещь, господа, придуманная давно и не мной. Она называется политика занятости. В рамках данной политики существует масса методик выравнивания перекосов гениальных идей гениальных экономистов. Самое простое, что приходит на ум, это общественные работы. Второе - внимание не индексу роста цены на нефть, а, все-таки, росту промышленного и непромышленного производства, развитие таких полузабытых секторов экономики, как легкая промышленность, рекреационный спектр услуг, транспорт и прочее, прочее, прочее. Размещение новых производств в различных регионах нашей необъятной страны, создание привлекательных условий для переселенцев.

И будет нам счастье.