Ахмадинежад в контексте российской политики
Алексей Сокольский

Ахмадинежад в контексте российской политики

За теплые слова его нужно поблагодарить…

Исламская Республика Иран является уникальным государством.В исламе существует два крупных религиозных крыла: суннизм и шиизм. Шииты составляют меньшинство среди всех мусульман мира, соотношение их и суннитов — примерно 15% против 85%.

Иран — единственное шиитское государство современности. Правда, шииты имеются во властных структурах Ирака и Сирии, полностью доминируют в Азербайджане (на религиозном уровне), а в Бахрейне составляют 2/3 населения (но там всем заправляет суннитская элита). Отметим, что Азербайджан является все-таки светским государством с исламским уклоном, а Иран — это теократическая республика.

Президент Ирана возглавляет исполнительную власть, его роль в государстве велика, но он в иерархическом статусе полностью уступает факиху (высшему руководителю из сословия духовенства). За время существования республики всего было семь президентов, а теперь еще и избран восьмой — Сейид Ибрагим Раиси. Факихов же в Иране насчитывается всего двое: имам Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни (1979-1989) и великий аятолла Сейид Али Хосейни Хаменеи (с 1989 г. и по настоящее время). Иранский парламент (меджлис) особого значения не имеет.

Из всех восьми иранских президентов, наиболее интересной личностью и оригинальным политиком был Махмуд Ахмадинежад, управлявший страной в 2005-2013 гг. Начиная с 1981 года, это, пожалуй, самый светский государственный деятель, занявший пост президента. Его религиозность и верность шиитскому исламу не подвергается сомнению, но все же он не принадлежит к духовенству Ирана. С другой стороны, он пользуется уважением и верующих, так как по материнской линии считается потомком пророка Мухаммеда.

Долгое время Ахмадинежад поддерживал отличные отношения с Али Хаменеи, но потом, где-то с 2013 года, их пути разошлись. В июньских президентских выборах Махмуд Ахмадинежад участия не принял. Его к ним не допустил Совет стражей Конституции — орган, исполняющий функции надзора за государственным правом в стране и, кстати, производящий предварительный отбор кандидатов в президенты до начала выборов. Причем бывшего шестого президента от предвыборной гонки отстраняют во второй раз.

Западные СМИ записывают Ахмадинежада чуть ли не в разряд системных оппозиционеров. Они не правы. Этот человек придерживается взглядов Исламской революции и не ставит под сомнение существующий строй в Иране. Кроме того, Махмуд Ахмадинежад видит, что ослабляет этот самый строй и готов противодействовать данному процессу. Доказательством чему, нам представляется его интервью от 24 июня 2021 года, опубликованное одним из российских сетевых изданий.

Ахмадинежад чрезвычайно обеспокоен ситуацией, которая разворачивается в Иране. Он отметил, что возникли проблемы с исламской демократией и несправедливостью в экономике, которая провоцирует рост неравенства между социальными слоями, чем и подрывается стабильность в Иране. Экс-президент напомнил, что подобное положение дел играет на руку противникам Исламской республики, как внутренним, так и внешним.

Махмуд Ахмадинежад достаточно откровенен: «Пожалуй, самая большая проблема сейчас — это отход от идеалов Иранской революции, концентрация власти и богатства в одних руках. Мы должны вернуться к ним, перераспределить ресурсы. Как именно это сделать, я подробно изложил в своей теории управления…».

Политик также сказал, что ситуация с COVID-19 явно негативно влияет на внутреннее положение: «В Иране распространено мнение, что выбранная политическая стратегия и макроуправление не увенчались успехом в борьбе с коронавирусом». Он полагает, что Исламской республике следует ограничить свое вмешательство в дела других стран: «Я считаю, что мы должны позволить сирийскому народу принимать решения, выражать свое мнение. Это принцип невмешательства, и я бы распространил такой подход не только на Сирию, но на весь регион. Но что касается именно Сирии — на мой взгляд, дальнейшее нахождение у власти нынешних правителей не идет на пользу народу. Новому поколению пора сыграть свою роль. В своем письме господину Владимиру Путину я объяснил, что продление срока правления [президента Башара Асада] может принести небольшую пользу, но в долгосрочной перспективе ущерб будет огромным».

В том же интервью антиамериканские, антиизраильские и антиглобалисткие позиции у Ахмадинежада проявляются в полном объеме. Россию же он видит в качестве союзника. Впрочем, Китай — тоже.

Безусловно, иранского государственного мужа волнуют прежде всего дела его страны. И в этом он вполне может добиться сочувствия у Российской Федерации (хотя его позиция по Сирии вряд ли вызовет радости у нас). Стабильный и сильный Иран России нужен. Он выступает противовесом Турции на Кавказе, а, если учесть обострение обстановки в Афганистане, то и соратником в борьбе с продвижением исламского экстремизма в Среднюю Азию.

Сейчас Махмуд Ахмадинежад не занимает никаких властных постов, но пользуется определенным политическим влиянием, а в интервью он выступает рупором части иранского истеблишмента. Через интервью идет прощупывание настроений российского общества и публичной элиты.

Но возникает закономерный вопрос: «А стоит ли Российской Федерации, вообще, делать хоть какие-то ставки на Ахмадинежада? Ведь это может коренным образом испортить отношения с правящим слоев иранской элиты, его отторгшим». Проблемы в Средней Азии, Сирии и на Кавказе надо будет разбирать в ближайшие годы, если не месяцы. Здесь нам бывший президент — не подмога. Избрание Ибрагима Раиси прошло как по маслу. А это говорит о прочности позиций факиха Хаменеи и его сторонников. И России работать с ними, а не с Ахмадинежадом. Необходимо учитывать, что в Сирии сотрудничество с Ираном оказалось взаимовыгодным. Взгляды экс-президента, по его заявлению, наоборот направлены на разрушение связки Россия-Иран в сирийском конфликте.

Однако не стоит складывать все яйца в одну корзину. Так учат умные бабушки и английские политики. Поэтому идеи Ахмадинежада надо принимать осторожно, а через него вести зондаж групп, желающих прийти к власти в Иране, но пока не имеющих возможности. А за теплые слова: «Я думаю, что мы все должны взяться за руки и построить новый мир, мир, в котором все люди будут свободны и уважаемы, а справедливость — актуальна. И я считаю, что благородный народ России может сыграть очень важную роль в этом процессе», сказанные Махмудом Ахмадинежадом, его нужно поблагодарить. Не более…