Гиена хочет империю
Борис Джерелиевский

Гиена хочет империю

Нереализуемые амбиции Варшавы угрожают окружающим

Наше время, помимо всего прочего, знаменуется отказом от общепринятых норм политической вежливости. Политики и лидеры стран выражаются с потрясающей «римской прямотой», нисколько не заботясь о том, что сказанное ими может быть расценено как посягательство на суверенитет других стран и откровенное хамство. Первыми «отвязали» язык высшие американские чиновники, а следом за ним другие представители западного блока, причем не только развитых стран, но и лимитрофов.

С недавнего времени о своих реваншистских настроениях стали открыто говорить в Польше. И если первоначально это был удел маргинальных политиков и радикалов, провозглашавших «возрождение Польской империи от можа до можа», то теперь заявления в этом ключе делают высшие должностные лица. В частности, на днях Президент Польши Анджей Дуда заявил, что поляки и белорусы являются гражданами одной Речи Посполитой, и потому нельзя допустить, чтобы их «рассорили».

«Многие действия направлены на то, чтобы рассорить наши народы. Мы являемся гражданами Речи Посполитой. Я бы очень хотел, чтобы мы этого не допустили. Рассматриваются разные возможности того, как можно нас рассорить, к примеру, на исторической почве. Я считаю, что важным заданием президента Республики Польша является противостояние такого рода попыткам. Нужно называть определённые вещи своими именами, но прежде всего мы должны проявлять солидарность», - сказал Дуда во время посещения Бельска-Подляшского, добавив, что поляки и белорусы — это один народ.

Таким образом, он не только поставил под сомнение независимость Белоруссии, назвав ее исторической частью польского государства, но и отказал белоруссам в национальной самоидентификации. В этом смысле он продолжает старинную традицию польских властей, которые отказывали белоруссам и малороссам в праве на православное вероисповедание, на родной язык и национальность. Так было во времена Речи Посполитой, что, в конечном итоге, и привело к гибели этой квазиимперии, так было и во времена Пилсудчины, когда Польша захватила Западную Украину и Западную Белоруссию.

В этой связи примечательно недавнее выступление польского МИДа, который обвинил Лукашенко, утвердившего в качестве государственного праздника воссоединение двух частей Белоруссии, в стремлении «оторвать белоруссов от их исторических корней». Вот так — Варшава взяла на себя прерогативу определять «исторические корни» и «гражданство» белорусского народа. Стоит ли удивляться, что Варшава не считает нужным скрывать свою роль в организации попыток государственного переворота и подрывной антигосударственной деятельности в Белоруссии.

Еще одним, но уже косвенным свидетельством империалистических устремлений «гиены Европы» стала следующая акция Анджея Дуды. Он демонстративно почтил память жертв карателя и террориста, боевика АК, военного преступника Ромуальда Райса, известного под кличкой «Бурый».

В 1946 году отряд Райса убил в селе Залешаны шестнадцать белоруссов, среди которых были женщины и дети. Кроме того, «Бурый» с подельниками после войны занимался бандитизмом на территории Западной Белоруссии, а зимой 1946 года сжег пять деревень возле Бельска-Подляшского, где большинство населения были православными белоруссами. В 1948 году Бурый был арестован и через год повешен. Несмотря на свою явную криминальность, в сегодняшней Польше Райс включен в пантеон национальных героев, «сражавшихся за независимость».

И вот Дуда прибыл в поселок Залешаны в Подляшском воеводстве и возложил цветы на могилы белорусским жертвам этого «героя». В польских СМИ это было прокомментировано словами «мы являемся свидетелями исторического события». Однако все происходящее больше напоминало спектакль, нежели покаяние.

Речь Посполитая не сумела превратиться в империю, поскольку не могла, или, вернее, не пожелала обеспечить равные права православной части своего населения, подвергая ее откровенной дискриминации. Кстати, и в 1939 году в середине сентября на белорусских землях, оккупированных поляками, население подняло восстание, чтобы облегчить приход РККА.

Учитывая это, польское руководство, озабоченное «возрождением» Речи Посполитой, теперь демонстрирует свою «лояльность» к бывшим «национальным меньшинствам». Впрочем, одно дело устроить спектакль, и совершенно другое — радикально изменить традиционное отношение к православным соседям белоруссам и украинцам. Ведь даже в вышеприведенных словах президента и МИД Польши отчетливо звучит отказ в признании суверенитета Белоруссии.

К этому можно прибавить, что посещение Дудой мемориала в Залешанах вызвал категорическое неприятие польских националистов, немедленно обвинивших его в «надругательстве над памятью борца за свободу Польши». Эгоцентризм, зашоренность, высокомерие, отсутствие великодушия и мудрости делает польскую «имперскую идею» изначально обреченной на провал.

Кроме того, поставлена под сомнение и экономическая база польского «возрождения».

«Важная новость — не будет «Baltic Pipe». Это газопровод, который должен был идти из Норвегии в Польшу, но Дания заблокировала разрешение. Отсутствие «Baltic Pipe» будет означать, что Германия твёрдо встала на путь, что именно она должна быть основным и единственным европейским газовым хабом. Это будет означать очень серьёзное геополитическое поражение стран Люблинского треугольника, куда в том числе входит и Украина», – сообщил киевский эксперт Руслан Бизяев.

Строительство империи — это, прежде всего, созидание, а интриги, политическое и военное давление и войны вторичны. Но у поляков, вновь грезящих о «Великой Польше от моря до моря», для реализации своих амбиций нет необходимых ресурсов: идеологического, политического, финансового и военного. Они не могут предложить привлекательной модели и не особенно умеют созидать, прежде всего, в вопросах государственного строительства. Зато они прекрасно справляются с ролью провокаторов и инициаторов конфликтов. Поэтому «имперские» амбиции Варшавы, не реализуемые в принципе, тем не менее являются угрозой для всех соседей и на Востоке, и на Западе.