Точка невозврата
Борис Джерелиевский

Точка невозврата

Лукашенко намекнул на возможность полётов в Крым

Еще совсем недавно Алекандр Лукашенко демонстрировал подчеркнутую симпатию к Владимиру Зеленскомуи говорил о том, что ничто не заставит Минск отказаться от дружбы и сотрудничества с «украинскими братьями», однако спустя всего несколько месяцев украинский глава жалуется западным СМИ не только на российскую, но уже и на белорусскую «угрозу».

«Это наши северные границы. И мы понимаем, что Россия и Беларусь постоянно рассматривают и договариваются о важной геополитической и, наверное, оборонной сделке. После этого может быть действительно серьезное влияние России и серьезная координация и контроль белорусских вооруженных сил. Тогда мы можем рассматривать риск и с той стороны. Мы не знаем деталей этого договора о создании союзного государства», – жалуется Зеленский.

Надуманность «военной угрозы» со стороны Минска очевидна, впрочем, как очевидны и те грандиозные проблемы для Киева, к которым привела (и еще приведет) антибелорусская политика Киева. Бывший министр экономики Украины Виктор Суслов обвинил Зе-команду, что она своими непродуманными шагами в отношении Беларуси нанесла колоссальный ущерб украинской экономике.

«Киевский аэропорт Жуляны объявил о потере 10% своего оборота, что выводит его за грани рентабельности. Но главный вопрос, на который мы должны ответить, – почему Украина действует вот так, ухудшая своё собственное экономическое положение? Подрывается также программа президента по «Большому строительству», поскольку Белоруссия – крупнейший производитель битума. Битум из других стран, как выясняется, очень сложно вывозить, поскольку он быстро застывает, из Белоруссии было нормально возить. Теперь мы будем без битума.

Зачем мы это делаем? Какая цель? Спровоцировали чем-то это? Беларусь что, приняла какие-то решения во вред Украине? Нет. Мы знаем это с того момента, как Лукашенко приезжал в Украину в октябре 2019 года, заверял Украину во всемерной поддержке, и эту поддержку демонстрировал. Что сделала Белоруссия для того, чтобы Украина начала вводить санкции? Да ничего. Формальный повод – это что Белоруссия посадила самолет. Но есть много случаев, когда сообщается о наличии бомбы на борту, во всём мире самолёты сажают в ближайшем аэропорту.

Ответ, к сожалению, такой, что это политическая акция. Украина начала действовать, думая, что она своими действиями получитаплодисменты со стороны Запада. Она разорвала все близкие экономические отношения, чего не сделали даже ведущие страны Запада», – сказал Виктор Суслов в эфире украинского канала «Первый независимый».

Но экономические санкции чаще всего не являются необратимыми, их можно переиграть или заморозить. Такое, надо признать, случалось и в российско-белорусских отношениях (о политической подоплеке которых предпочитали не говорить), но в отношениях Минска и Киева происходит нечто, что позволяет говорить о точке невозврата.

Лукашенко нанес ответный удар в одно из самых болезненных мест Зеленского, заявив о возможности возобновления авиасообщения «Белавиа» с российским Крымом. «Украина закрыла для нас небо. У нас есть свой санаторий в Крыму, куда люди всегда ездили, летали. Чтобы не обострять отношения, мы через Украину, кто на поезде, кто на автомобиле, кто на самолете. Сейчас закрыли небо.

Будет экономика – и Крым, и полеты. Все эти вопросы мы решим. Что касается Крыма, мы проработаем этот вопрос. Мы не можем тебе запретить лететь в Крым, если ты все время там отдыхала. Кто через Украину, кто на поезде, кто на автомобиле, кто на самолете. Помню, я задал вопрос Порошенко, как мне теперь в Крым попасть. Он сказал: не вопрос, но я тебя прошу – только через Украину. Сегодня я хотел бы задать вопрос Зеленскому. При желании полететь в Крым, мне как сегодня? Только через Россию. Я здесь абсолютно свободен и не переживаю. Они устроили эту канитель, эту комбинацию на уровне провокации. С меня взятки гладки, как и с остальных белорусов», – заявил Лукашенко журналистам.

На Украине поспешили обвинить белорусского президента в шантаже, что таким образом он пытается добиться открытия украинского неба для белорусских лайнеров. Однако раньше, когда небо для «Белавиа» было открыто, рейсов в Крым из Минска не было, поскольку установление такого сообщения может трактоваться как признание полуострова российским.