Простят ли «Батьку» на Западе?
Борис Джерелиевский

Простят ли «Батьку» на Западе?

Немецкий политолог сомневается в надежности нашего союзника

Для Александра Лукашенко на Западе еще не все потерянно — полагает известный немецкий политолог Александр Рар, указавший в своем телеграм-канале, что арсенал давления на «Батьку» крайне невелик.

«В отличие от Януковича на Украине, Лукашенко не прочь полезть в рукопашный бой с Евросоюзом, не боясь сам получить синяки. Закрывая транзит над и через Белоруссию, Запад со временем получит колоссальные финансовые проблемы. Пострадает система авиационной безопасности. Гражданское общество белорусов, которое Запад хочет поддержать, попадёт в полную изоляцию», —пишет Рар.

При этом политолог указывает, что «грубейшие хулиганские выпады Лукашенко в отношение Запада» меркнут в сравнении с настоящим ужасом Вашингтона и Брюсселя — перспективой воссоединения двух исторических частей России — Белой и Великой.

«Это для США и ЕС — кошмар! Это открыло бы новую перспективу и для Донбасса. Поэтому Запад „простит“ Лукашенко, если тот повернётся опять спиной к России. Думаю, Путин это хорошо понимает, встречаясь сегодня с Лукашенко в Сочи. Россия не прочь Лукашенко где-то спасти, но ждёт от него определённости в завтрашнем курсе. Признает Лукашенко для начала Крым российским и независимость Абхазии и Южной Осетии? Лукашенко понимает, однако, что этим безвозвратно закроет себе пути назад в ЕС», - указывает политолог.

Действительно, Запад серьезно просчитался, переоценив возможности белорусской оппозиции и недооценив Лукашенко. Ситуация обычная — аналитические центры, снабжающие руководящие органы западного сообщества докладами по интересующим направлениям, чаще всего дают ту информацию, которую от них ждут услышать, пусть она и не слишком совпадает с реальностью. Но даже когда стало ясно, что «беломайдан» провалился, а Лукашенко победил, Вашингтон и Брюссель только усилили давление на главу страны, фактически отсекая любую возможность нормализации с ним отношений. И эта антибелорусская политика сегодня получила новый импульс (или предлог) после ареста провокатора Протосевича.

На этом фоне выступление Рара звучит несколько странно, особенно если учесть, что накануне выборов белорусского президента отношения Минска и Москвы находились, наверно, в самом большом кризисе за последние 30 лет. Некоторые эксперты небезосновательно заявляли тогда о готовности Лукашенко обменять союзнические отношения с Россией на признание Западом его нового срока. Однако если это даже было так, то Запад, уверенный в том, что «Батьке» на этот раз не усидеть, «кинул» его по этой сделке.

Но все вышло иначе. И Лукашенко показал себя реальным бойцом, готовым драться за власть, и Владимир Путин показал способность приподняться над личным, если этого требуют интересы дела. И сегодня большая часть «белорусской повестки» Запада сводится к стремлению заставить Россию платить максимально большую цену за поддержку братской республики.

Однако Александр Рар, немецкий политолог с русскими корнями, имеющий репутацию если не пророссийского, то, по крайней мере, взвешенного эксперта, говорит о готовности Запада «простить» Лукашенко за его возврат к «многовекторности». Насколько такое возможно?

Вероятность этого невелика, хотя бы потому, что западные политики в своей антилукашенковской риторике уже прошли точку невозврата, и объяснить каким образом «тиран», «последний диктатор», «фашист» и «террорист» вдруг превратился в «партнера», им будет непросто. Кроме того, продолжение «батькиного» сидения на двух стульях Западу не интересно, ему нужен окончательный и решительный отказ от союза с Россией. На это белорусский лидер также никогда не пойдет, поскольку, таким образом, вместо «многовекторности» он отдаст себя в руки Запада. А то, что в Брюсселе и Вашингтоне никогда ничего не забывают и не прощают, он хорошо знает. Пример, однажды поверивших обещаниям Запада Слободана Милошевича и Муамара Каддафи, хорошо известен. И едва ли Лукашенко пожелает сыграть в эту игру вновь.

Можно было бы предположить, что пост Рара — ни что иное, как очередное приглашение белорусского главы к новой сделке с Западом, однако, в силу вышеизложенного, это не реально. Выступление немецкого политолога, скорее всего, имеет целью усилить сомнение в надежности «Батьки» в качестве союзника и по возможности инициировать медиа-диспут на эту тему.

В реальности же Лукашенко в своей хитрости «прозрачен» и предсказуем. Интеграционные шаги ограничивают его власть, но при этом единственная возможность ее сохранить — движение навстречу России. Поэтому «Батьке» ничего не остается, как двигаться в этом направлении. С явной неохотой и не спеша. Впрочем, из Кремля его не станут слишком подгонять.