«Небесный тихоход» мадам Тихановской
Алексей Сокольский

«Небесный тихоход» мадам Тихановской

Странности политико-информационного шума вокруг Протасевича

Все больше и больше набирает обороты международный скандал вокруг «минирования» пассажирского самолета компании Ryanair, выполнявшего рейс Афины-Вильнюс, и ареста в Минском аэропорту белорусского оппозиционера Романа Протасевича.

Эта заваруха — настоящий целительный бальзам для сердец «лидера» белорусской оппозиции С. Тихановской и ее соратников, кукующих ныне на заграничных бобах.

В призывах, как строже наказать Белоруссию и президента А. Г. Лукашенко, соревнуются и западные политики, и СМИ. Все это напоминает некое шоу, балаган с политическим подтекстом, театральную постановку странной пьесы под названием «Инквизиция сжигает зловредную ведьму».

Так и видится, как ведьму, похожую на Анджелину Джоли, в балахоне (с соответствующими прорезями для бедер и коленей) от модельного дома Dolce & Gabbana, везут на черном мерседесе с откинутым верхом по улицам условно средневекового города с картонной крепостной стеной и аналогичными домишками. За автомобилем на скейтах и роликах катятся группы детишек обоего пола, задающих постоянно вопросы: «Тетя ведьма, а правда, что вы по ночам кошкой гуляете? А колдовать это круто? Не сведете ли мне прыщик с носа? Он мешает мне с Клаусом целоваться». За ребятками поспешает взмыленная группа журналистов и операторов от ведущих телеканалов. Народ забрасывает (строго по распорядку) ведьму яйцами и спелыми томатами под рекламу: «Для нашего кетчупа мы отобрали самые свежие помидоры!».

Наконец процессия достигает площади, где должно свершится аутодафе. Здесь тоже все организовано чин чином: католические монахи в костюмах а-ля Ку-клукс-клан, бойкие проповедники с прилизанными волосами, сосновые дровишки и палач, чем-то неуловимо напоминающий Брэда Питта.

Запаливается костер. Колдунью вроде как сжигают. На фоне полыхающего пламени и вопящей ведьмы молодые люди делают селфи.

Потом все завершается. Декорации растаскивают рабочие. А съемочная группа идет отдыхать и пить бренди. Ведьме подают шампанское.

Смешно?! Но вот мне отчего-то хохотать не хочется. Манипуляция сознанием людей стала явлением обыденным в XXI веке. А случай с Протасевичем как раз и напоминает заранее срежиссированное действо, где герои и подлецы определяются сценарием.

Не имея доступа к закрытым источникам информации, обратимся к тому, что сообщают средства массовой информации.

Итак, во время регистрации перед посадкой на рейс в Афинах, Роман Протасевич замечает за собой какую-то откровенно дурацкую слежку. Некий русскоязычный мужчина, пристроившись за ним в очереди, пытается сфотографировать документы блогера-оппозиционера. В итоге «шпион» на посадку не идет и просто исчезает. Протасевич как бы намекает, что его уже «пасут» спецслужбы не то из Белоруссии, не то из Российской Федерации. Отметим, что «пасут» неуклюже и откровенно по-дилетантски.

Далее самолет взлетает и полет проходит нормально вплоть до сообщения белорусского авиадиспетчера о «минировании». Любопытно, что экипаж предупреждается о проблеме, когда до литовской границы остается что-то около 30-50 км. Командир лайнера вместо того, чтобы лететь до более близкого Вильнюса, подчиняется диспетчеру, разворачивает свой самолет и отправляется в Минск.

Ссылка на то, что пассажирское воздушное судно уже сопровождал истребитель белорусских ВВС, нацелена только на обывателя, привыкшего к боевикам в кинотеатрах и на ТВ. Не мог военный летчик никак остановить не подчинившийся авиалайнер. Сбить пассажирский самолет рядом с литовской границей — это верный путь к трибуналу в Гааге не только самого офицера, но и президента Александра Лукашенко.

Однако комедия продолжается и дальше. В салоне самолета трясущийся от страха Протасевич жалуется на то, что его в Белоруссии обязательно расстреляют.

В Минске блогера берут под белые рученьки и препроваживают в заключение, попутно зачем-то прихватывая его подругу Софию Сапегу, являющуюся гражданкой Российской Федерации.

Арест Протасевича вполне понятен. Один из основателей экстремистского телеграм-канала Nexta и руководитель канала «Беларусь головного мозга», разыскиваемый по уголовным статьям, не мог быть проигнорирован компетентными органами Белоруссии и отпущен просто так. Отказ от задержания Романа Протасевича на территории Белоруссии был бы признан проявлением слабости государства. И вызвал бы соответствующий резонанс как внутри, так и за границами Белоруссии.

Многие эксперты в России расценили задержание Романа Протасевича как успех белорусских спецслужб, ссылаясь (в виде оправдания их действий) на прецеденты на том же Западе, когда, например, на самолете президента Боливии Эво Моралеса (а это вам не обыкновенный пассажирский борт!) разыскивали американского беглеца Сноудена.

На самом деле, все выглядит не так. Арест Протасевича видится вынужденным. По-другому поступить было невозможно. Белоруссов явно подставили. Даже если с ноутбука Протасевича удалось получить какие-то важные сведения о его связи с иностранными заказчиками массовых протестов против власти Лукашенко внутри страны, то игра явно не стоила свеч.

Реакция Европы и США на «пиратский захват» самолета и арест Протасевича легко просчитывалась. Белоруссии уже прилепили ярлык «авиационного террориста». Слух про минирование самолета ХАМАС, опровергнутый почти моментально самой этой палестинской организацией, помог только западным СМИ развернуть домыслы о недобрых деяниях белорусских спецслужб в зловещую информационную картину.

Не прошло и часа с момента события, как из стран Восточной Европы и Прибалтики послышались требования наказать Белоруссию. Дело дошло уже до высылки сотрудников дипломатических представительств и запретов полетов над страной-«террористом». И, конечно, сразу же вспомнили о санкциях против Лукашенко и его сторонников. А Великобритания призвала к новым санкциям в отношении «Северного потока-2», ибо она узрела «руку Москвы» в произошедшем.

Роман Протасевич — не кукловод, а кукла и как политик не стоит и цента. Но он представляет собой фигуру, которую удобно использовать в противостоянии на международной арене.

Протасевичу надо молить Бога, чтобы его осудили в Белоруссии и запрятали в места не столь отдаленные. Освобождение и возвращение в Европу могут стоить ему жизни, ведь мертвый «символ борьбы за демократию» гораздо полезнее кураторам оппозиционера, чем он сам живой.

Конфликт, между тем, разгорается. И закончится он может двояко: либо Белоруссия капитулирует перед Западом в этой ситуации и окажется в положении свежевыпоротого мальчика-подпаска, либо пойдет на усиление интеграции с Россией и сохранит свое лицо.

Выбор — за белорусской элитой.