В Киеве мечтают о «заморозке»
Борис Джерелиевский

В Киеве мечтают о «заморозке»

Может ли приднестровский сценарий стать актуальным для Донбасса

Ситуация в Донбассе зашла в тупик, вынуждены признать в Киеве. После развертывания российских войск в ходе проверки боеготовности ВС РФ даже самым оголтелым бандеровцам стало ясно, что «реинтеграция» военным путем Народных Республик исключена. Нет у Киева никаких надежд и на установление контроля над некогда принадлежавшими ему землями в результате Минского процесса – выполнять его требования украинское руководство не хочет и не может.

Украинские надежды на то, что западные санкции заставят Москву свернуть поддержку ЛДНР, также не оправдались. Остается только дожидаться «распада России», о котором продолжают грезить в Киеве. Ну а пока это не произошло, войну в Донбассе предлагают «подморозить» по приднестровскому варианту. Об этом, в частности, заявил глава киевского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, ангажированный Зе-командой и, как принято считать, предварительно озвучивающий идеи и инициативы Зеленского.

«Я как был, так и остаюсь большим скептиком насчет Минских соглашений», — заявил в интервью «Коммерсанту» киевский политолог, заметив, что оптимальным вариантом для Донбасса мог бы стать приднестровский сценарий, когда «нет войны, но нет и полного урегулирования». «Заморозка — наиболее реалистичный сценарий. Все остается в нынешнем виде, только стрелять не будут. Наших бы это устроило. Что касается России — тут сложнее: есть те, кто считает, что военное давление на Украину надо сохранять», – считает Фесенко. Учитывая статус эксперта и то, что это выступление прозвучало в российском СМИ, его можно расценивать как прощупывание готовности Москвы поддержать такого рода «заморозку».

Между прочим, еще совсем недавно украинская сторона обвиняла Россию в намерении «заморозить» конфликт в Донбассе по приднестровскому сценарию. Но сегодняшнее обращение к этому образу не случайно. Дело в том, что на днях как минимум два американских представителя заявили о том, что пришло время «разморозить» Приднестровье и возобновить там вооруженный конфликт. Так, об этом заявил бывший советник Трампа Джон Болтон, отметивший «благоприятные обстоятельства» для возобновления кровопролития. Его поддержал посол США в Кишиневе Дерек Хоган.

«Мы поддерживаем полную реинтеграцию Приднестровья в Республику Молдова. Один из факторов урегулирования конфликта касается консолидации позиций в Республике Молдова, поскольку на правом берегу Днестра имеется очень много подходов, а нужно сформировать единую стратегию. Около двух лет назад, когда Майя Санду была премьер-министром, предпринималась попытка сформировать эту стратегию», — сказал американский посол, выступая перед студентами госуниверситета в Кишиневе. Вероятно, после подобных американских инициатив тема «заморозки» по приднестровскому варианту не табуируется. Дескать, это не навсегда. А когда придет время, Дядя Сэм даст отмашку на «разморозку» и на переход в наступление.

Однако между ПМР и ЛДНР есть две большие разницы. У Приднестровья нет общей границы с Россией. И это обстоятельство осложняет как вопросы обеспечения безопасности, так и экономического развития республики. А последние семь лет, когда ее отделяет от РФ территория враждебной Украины, ПМР фактически находится в блокаде. Именно это обстоятельство, а также то, что к власти в Молдове пришел зависимый от Запада политик, и воодушевляет американцев. Изолировать же ЛДНР от России невозможно. Народные Республики даже в условиях продолжающегося вооруженного конфликта осуществляют интенсивную интеграцию в российское экономическое, правовое и политическое пространство.

При этом заинтересованность Киева в приднестровском сценарии вполне объяснима. Украинские власти прекрасно осознают, что Донбасс, как и Крым, потерян для них навсегда. Но при этом и многие другие области, еще находящиеся под киевским контролем, начинают смотреть в сторону России и в случае активизации боевых действий их превращение в народные республики будет делом техники. Так что проще «отморозить» уже освобожденные земли, чтобы попытаться остановить этот процесс.

Но есть еще один момент, о котором Фесенко, возможно, не помнит. Политическое оформление «заморозки» приднестровской войны последовало после серии мероприятий, осуществленных подразделениями российской 14-й армии, которые вполне можно квалифицировать как операцию по принуждению к миру. Эти действия российских военных и обеспечили устойчивое перемирие и соблюдение режима прекращения огня. Маловероятно, что и в Донбассе удастся достичь устойчивой «заморозки» без такой прелюдии.

Кроме того, на Украине, в отличие от Молдовы, слишком много завязано на войну. От нее кормятся депутаты, олигархи, волонтеры, боевики, контрабандисты, сутенеры и наркодилеры. Да вся украинская государственная система заточена исключительно на «войну с Россией» в лице Народных Республик Донбасса в то время, как даже у русофобствующих молдавских унианистов есть задачи более важные, чем завоевание Приднестровья. В случае «заморозки» Украину просто разорвет от скопившихся ненависти и агрессии, которую сейчас Киев канализирует на Восток.