Вертолёты для «особого разрешения»
Владлен Татарский

Вертолёты для «особого разрешения»

Всё ли хорошо с организацией в армиях НАТО

Часто мы ругаем нашу армию за плохую организацию, а генералов – за нерешительность. Вот вам история вертолётов «Апач», которую я подсмотрел в книге Эдварда Люттвака «Стратегия. Логика войны и мира».

НАТО собирается атаковать Югославию. План простой: бомбить ракетами и управляемыми бомбами, избегая воздействия вражеского ПВО. Главнокомандующий силами НАТО генерал Уэсли Кларк просит вертолёты огневой поддержки «Апач», чтобы поддержать на земле операции косовских албанцев, «Томагавками» по отдельным танкам не постреляешь. Командующий корпусом морской пехоты генерал Чарльз Крулак был одним из тех, кто отклонил просьбу Кларка. Объяснение, почему нельзя посылать вертолёты, которые созданы для огневой поддержки и на которые тратятся миллионы долларов, простое: могут погибнуть пилоты!

Кларк настоял, и было решено перебросить из Германии 24 «Апача», но разрешалось их использовать только после особого приказа. Это ещё не всё… Вертолётчики не рвались в бой, поэтому оказалось, что для передислокации вертолёты «не готовы». Только через месяц после начала войны все 24 вертолёта прибыли в Тирану (Албания). Переброска «Апачей» и всей инфраструктуры обошлась в $480 млн.

Вертолёты обладали первоклассным оборудованием для боя ночью и практически безнаказанно могли уничтожать сербов. Только на всевозможную дополнительную защиту «Апачей» в бою, в 1999 года США потратили $15 млн (на весь парк), но уже на месте выяснили, что пилоты не готовы к ночным боям. Решили не только подготовить пилотов, но перебросить дополнительные силы для прикрытия «Апачей», которые будут кружить в поисках целей. Чтобы повысить эффективность их работы и не подвергать дополнительной опасности, перебросили самолёты У-2 и «АВАКС», которые снабжали бы экипажи «Апачей» актуальными разведданными. Самолёты прикрывали истребители и сопровождали топливозаправщики. Вертолёты «Блэк Хок» тоже должны были проводить разведку.

Взаимодействие нужно было отработать, поэтому начались учения, в ходе которых разбился один «Апач». Оба члена экипажа погибли. Учения продолжались до конца конфликта, а генерал Кларк так и не получил особого разрешения на использование этих вертолётов.