Победа русского духа при Судьбищах
Дмитрий Цыбаков

Победа русского духа при Судьбищах

Подарок орловских энтузиастов к годовщине поражения крымско-татарской орды

Более 450-ти лет тому назад, изумленные османские летописцы поведали всему миру о том, что где-то за тридевять земель, в степях, находящихся к северу от благословенного Черного моря,«некто безбожный и неверный…называемый Шеремед, со своими …собратьями облил головы правоверных железным дождем и помел огненными метлами свинца».

Речь шла о первом в своем роде регулярном сражении, которое войско русского воеводы Ивана Большого Шереметьева осмелилось дать крымской орде не на пороге своего родного очага, как это было прежде, а на бескрайних просторах Дикого Поля.

Битва состоялась 25-26 июня 1555 года, прямо на вековом пути набегов степных кочевников — Муравским шляхе, в окрестностях села Судьбищи, ныне Новодеревеньковского района Орловской области. Здесь, в то летнее утро, столкнулись 7-ми тысячная русская рать и 60-ти тысячная армия Крымского ханства во главе с Девлет-Гиреем II.

После присоединения в 1552 г. Казанского ханства и начала походов на Астрахань, в Нижнее Поволжье, для Российского государства была снята опасность борьбы на «два фронта». Кочевавшие между Доном и Яиком ногайские орды были полностью деморализованы столь решительным решением «восточного вопроса» московским правительством. Теперь Россия могла сконцентрировать все свои силы против самого воинственного и могущественного противника — орды перекопского владыки Девлет-Гирея II, которая по традиции представляла собой «прокси-армию» султана Блистательной Порты.

Будучи разбиты русскими под Тулой за три года до описываемых событий, накануне решающего эпизода Казанской войны, ханские военачальники в 1555 г. предприняли обманный маневр. Среди русских доброжелателей в Крыму был запущен слух о мнимом походе крымцев на Адыгею и в Кабарду, где черкесские князья-паши, в недавнем времени, добровольно стали вассалами Ивана IV. На выручку своим младшим союзникам и было послано войско 13-тысячное войско Ивана Шереметева, которое составили отборные контингенты вооруженных сил Русского государства: около 8-9 тысяч дворян и детей боярских со своими боевыми слугами, а также 2-3 тысячи служилых казаков и московских стрельцов.

Современники отмечали, что экспедиционный корпус набирался посредством «выбора лучших людей» из дворян Государева двора — то есть ядра тогдашней военной организации России. Их дополняли наиболее боеспособные воины поместной конницы из подмосковных и приокских уездов, а также смоленской служилой корпорации и личного двора двоюродного брата царя—князя Владимира Старицкого.

В середине мая корпус Шереметьева соединился на Оке с подошедшим из Северской земли конным отрядом воеводы Ивана Блудова, и спустя две недели двинулся на юг.

18 июня Девлет-Гирей неожиданно повернул свои полчища с востока на север и, переправившись через Северский Донец, устремился в российские пределы. На следующий день разведчики из войска Шереметьева, под началом Л.Колтовского, обнаружили татарскую конницу, которая переходила Северский Донец в четырех местахв четырех местах—у Изюм-Кургана, под Савиным бродом, под Болыклееми у Обышкина.

Оповестив о нашествии государя, Шереметьев двинулся вдогонку за крымцами, которые были настигнуты много восточнее — на берегах реки Сосна, близ современных Ливен. Здесь передовой русский отряд по главе с Григорием Жолобовым и Ширяем Кобяковым разгромил стратегический тыл крымской орды — огромный обоз, захватив при этом многотысячные табуны запасных лошадей. Воеводы отослали сопровождать добычу половину своих ратных людей, а сами стали скрытно преследовать Девлет-Гирея. Последний, узнав о выдвижении ему навстречу главных сил Российского государства, развернулся обратно — встретив, таким образом, близ Судьбищ поредевший корпус Ивана Шереметева.

Примерно семь тысяч русских ратников смело вступили в бой с многократно превосходящим их противником. В двухдневном сражении русские нанесли крымцам немалый урон, но после подхода к Судьбищам отборных войск хана, их силы стали изнемогать.

После ранения Ивана Шереметева, ряды его воинов дрогнули. Ситуация была спасена воеводами Алексеем Басмановым и Степаном Сидоровым, которые собрали вокруг себя лучших дворян, стрельцов и казаков и отбили все атаки кочевой конницы на спешно возведенный укрепленный лагерь.

На исходе второго дня баталии, опасаясь приближения главной русской рати, крымчаки стремительно отступили. Все участники сражения получили награды и почести от Ивана IV.

На протяжении столетий точное место сражения оставалось неизвестным — ученые не могли обнаружить материальные свидетельства неравного боя близ Судьбищ. О находке таковых в конце апреля сего года было объявлено известными учеными их Института археологии РАН и государственного музея-заповедника «Куликово поле».

В прилегающем к реке Гоголь овраге, что протекает в Новодеревеньковском районе Орловской области, обнаружен участок, усеянный сотнями стрел, остатками конской упряжи.

Главные находки, позволяющие связать место боя со сражением при Судьбищах — это фрагменты пищальных пуль и картечных снарядов, аособенно — русская монета середины ХYI столетия.

Решающая роль в сделанном открытии принадлежит орловским энтузиастам—подводным ныряльщикам из клуба «Диво», создателем и многолетним руководителем которого является Сергей Куликов. Именно они в начале апреля обнаружили первые достоверные находки близ места сражения. На дне реки Гоголь отряд поисковиков Сергея Куликова нашел наконечник боевого копья и стрелы средневекового периода.

Таким образом, любители подводного поиска стали первооткрывателями места сражения у Судьбищ, затем передав найденные предметы профессиональным ученым. Находки, сделанные клубом «Диво» — не случайность, а результат многомесячной подготовки к экспедиции.

Ныряльщики-дайверы уже с зимы нынешнего года стали готовиться к исследованию речных долин близ Судьбищ, изучая письменные источники, консультируясь со специалистами и имея целью поиск свидетельств состоявшейся в 1555 году знаменательной битвы. Теперь эстафета научного поиска переходит к российским археологам, которым предстоит подробно исследовать одно из памятных мест, где наши предки остановили агрессию крымско-османских завоевателей.