25 мая состоялась церемония сдачи в эксплуатацию нефтепровода Атасу-Алашанькоу-Душаньцзы, построенного для транспортировки казахской нефти в Китай.
Этот нефтепровод рассчитан на прокачку 20 млн тонн нефти в год и фактически становится наряду с КТК и трубопроводом Баку-Джейхан третьей нефтеносной артерией, связывающей каспийские месторождения с потребителями.
По распространенным экспертным оценкам, возможности Казахстана в сфере добычи нефти составляют примерно 60 млн тонн в год. Из них не менее половины направляется на экспорт по маршруту КТК – Тенгиз-Новороссийск. Основной экспортный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) также был построен в расчете на казахскую нефть. При пропускной способности не менее 50 млн тонн нефти в год, в настоящий момент ему обещана лишь 50%-ная загрузка за счет азербайджанской нефти. А инициаторы этого проекта никогда не скрывали, что приступили к его реализации в расчете на подключение к проекту Казахстана с его крупными месторождениями.
Таким образом, цифры свидетельствуют о том, что и Казахстан и Азербайджан, даже вместе взятые, не способны обеспечить расчетную загрузку всем имеющимся и вводимым в эксплуатацию в ближайшее время трубопроводным мощностям на Каспии.
Какой же вывод из этого следует? Прежде всего, это означает, что диверсификация поставок нефти в Евразии в большей степени, чем это есть на сегодняшний день, невозможна. Все разговоры об этом лишены реальных оснований и являются ничем иным как политическими спекуляциями вокруг острой проблемы. В первую очередь это касается Украины, руководство которой уже не один год нудно твердит о «диверсификации», «энергетической безопасности» и перспективах Евро-азиатского нефтетранспортного коридора, оптимальный маршрут которого естественно пролегает по территории «незалежной». С появлением нефтепровода Казахстан-Китай, связавшего месторождения Каспия и один из наиболее динамично развивающихся мировых рынков, безосновательность этих деклараций уже нельзя игнорировать. Блеф очевиден. И нефтепровод Одесса - Броды обречен в лучшем случае в режиме реверса обслуживать локальные интересы российских компаний. Он уже никогда не станет символом успеха украинской государственности, а останется лишь немым свидетельством нелепой расточительности, самонадеянности и разгильдяйства.
Этот нефтепровод рассчитан на прокачку 20 млн тонн нефти в год и фактически становится наряду с КТК и трубопроводом Баку-Джейхан третьей нефтеносной артерией, связывающей каспийские месторождения с потребителями.
По распространенным экспертным оценкам, возможности Казахстана в сфере добычи нефти составляют примерно 60 млн тонн в год. Из них не менее половины направляется на экспорт по маршруту КТК – Тенгиз-Новороссийск. Основной экспортный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) также был построен в расчете на казахскую нефть. При пропускной способности не менее 50 млн тонн нефти в год, в настоящий момент ему обещана лишь 50%-ная загрузка за счет азербайджанской нефти. А инициаторы этого проекта никогда не скрывали, что приступили к его реализации в расчете на подключение к проекту Казахстана с его крупными месторождениями.
Таким образом, цифры свидетельствуют о том, что и Казахстан и Азербайджан, даже вместе взятые, не способны обеспечить расчетную загрузку всем имеющимся и вводимым в эксплуатацию в ближайшее время трубопроводным мощностям на Каспии.
Какой же вывод из этого следует? Прежде всего, это означает, что диверсификация поставок нефти в Евразии в большей степени, чем это есть на сегодняшний день, невозможна. Все разговоры об этом лишены реальных оснований и являются ничем иным как политическими спекуляциями вокруг острой проблемы. В первую очередь это касается Украины, руководство которой уже не один год нудно твердит о «диверсификации», «энергетической безопасности» и перспективах Евро-азиатского нефтетранспортного коридора, оптимальный маршрут которого естественно пролегает по территории «незалежной». С появлением нефтепровода Казахстан-Китай, связавшего месторождения Каспия и один из наиболее динамично развивающихся мировых рынков, безосновательность этих деклараций уже нельзя игнорировать. Блеф очевиден. И нефтепровод Одесса - Броды обречен в лучшем случае в режиме реверса обслуживать локальные интересы российских компаний. Он уже никогда не станет символом успеха украинской государственности, а останется лишь немым свидетельством нелепой расточительности, самонадеянности и разгильдяйства.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках