Андрей Надеждин

Слова на ветер - деньги в трубу

25  мая  состоялась  церемония  сдачи  в эксплуатацию  нефтепровода  Атасу-Алашанькоу-Душаньцзы, построенного для транспортировки  казахской нефти  в  Китай.  

Этот  нефтепровод  рассчитан  на  прокачку  20  млн  тонн  нефти  в  год  и  фактически становится наряду  с  КТК и  трубопроводом  Баку-Джейхан  третьей нефтеносной  артерией,  связывающей каспийские месторождения  с  потребителями.

По  распространенным  экспертным  оценкам,  возможности  Казахстана  в  сфере  добычи  нефти    составляют  примерно 60  млн  тонн  в  год.  Из  них  не  менее  половины   направляется на экспорт  по  маршруту  КТК – Тенгиз-Новороссийск. Основной  экспортный  нефтепровод  Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) также  был  построен  в расчете  на казахскую  нефть. При  пропускной  способности  не  менее  50  млн  тонн  нефти в год,  в  настоящий  момент  ему  обещана  лишь 50%-ная  загрузка  за  счет  азербайджанской  нефти.  А  инициаторы этого проекта  никогда    не  скрывали,  что  приступили  к его  реализации  в расчете  на  подключение к проекту  Казахстана  с  его  крупными  месторождениями.

Таким образом,  цифры  свидетельствуют о  том,  что  и  Казахстан  и  Азербайджан,  даже  вместе  взятые,  не  способны обеспечить расчетную  загрузку  всем  имеющимся и  вводимым  в  эксплуатацию в  ближайшее  время  трубопроводным  мощностям  на  Каспии.

Какой  же  вывод  из  этого  следует?  Прежде всего,  это  означает,  что  диверсификация  поставок  нефти  в  Евразии  в  большей  степени,  чем  это  есть  на  сегодняшний  день,  невозможна.  Все  разговоры  об  этом лишены  реальных  оснований  и  являются  ничем  иным  как  политическими  спекуляциями  вокруг  острой  проблемы.  В  первую  очередь это  касается  Украины,  руководство  которой  уже  не  один  год  нудно  твердит  о  «диверсификации», «энергетической безопасности»  и  перспективах  Евро-азиатского  нефтетранспортного  коридора,  оптимальный маршрут которого  естественно  пролегает  по  территории  «незалежной». С  появлением  нефтепровода  Казахстан-Китай, связавшего  месторождения  Каспия  и  один  из  наиболее  динамично развивающихся мировых  рынков,  безосновательность этих  деклараций  уже нельзя  игнорировать. Блеф очевиден. И  нефтепровод  Одесса - Броды  обречен  в  лучшем  случае  в  режиме  реверса  обслуживать локальные   интересы  российских  компаний. Он  уже никогда  не  станет  символом  успеха украинской  государственности,  а останется лишь  немым  свидетельством  нелепой  расточительности,   самонадеянности  и  разгильдяйства.