«Показать истинного Бандеру»
Борис Джерелиевский

«Показать истинного Бандеру»

Киев хочет превратить нациста в украинский бренд

Один из авторов доктрины «Русский Донбасс», профессор Донецкого национального университета Вячеслав Теркуловрассказал, что в ответ на провозглашенный Народными Республиками курс на воссоединение с Россией Киев запускает фальшивку о «Донбассе бандеровском», распространяя фальшивые исторические мифы о Донбассе, как крае «бандеровской боевой славы».

«Я видел реакцию Украины на доктрину «Русский Донбасс». Они в первую очередь, как ни странно, стараются построить некий исторический дискурс, который как бы опровергает основные положения доктрины. Там есть фраза, что 400 лет назад там были украинцы. Правда, называют это «форпостами» – посты запорожских казаков. Там, правда, есть проблема с определением национальности, потому что, если бы казакам 400 лет назад сказали, что они украинцы, они бы очень удивились. Потому что 400 лет назад «Украиной» называлась территория Польши, Речи Посполитой – Украина Посполитая, русские земли на границе Польши.

Но самым весёлым было замечание по поводу того, что во время Великой Отечественной войны на территории Донбасса воевали партизанские отряды ОУН-УПА (организации, запрещенной в России). Причём Молодая гвардия, оказывается, это тоже отряд ОУН-УПА, это тоже были украинские националисты, о чём они сами, вероятно, даже не подозревали! Начинается контрборьба, но пока что очень неубедительно», – отметил эксперт

«Они пытаются опровергнуть те исторические вехи, которые были в доктрине. А, если пытаются опровергнуть, – значит, это важно. Значит, с этим хочется бороться. Нынешнему солдату эта доктрина вряд ли поможет. Но она поможет формированию новых поколений, потому что мы сейчас на перепутье», – сказал профессор. При этом «Донбасс бандеровский» – это всего лишь часть некого проекта, которому «свидомиты» хотят придать поистине глобальный характер.

Недавно о нем в эфире телеканала «NTA» поведал депутат львовского облсовета от «Евросолидарности» Юрий Грынив, заявивший, что одной из важнейшей задач Украины является открытие для всего мира «подлинного образа Бандеры», который сегодня по-настоящему постигли лишь галичане, в то время, как в Европе, России и даже на Востоке Украиныдо сих пор не постигли «масштабов этой личности».

«Мне кажется, 30 лет уже прошло с изменений взглядов на исторические события, и 30 лет мы уже живем с новой историей, учим её в новых школах, но до сих пор исторически не поставили на место именно понимание, кто был Степан Бандера. На Западной Украине к этому и дети, и население сами пришли, выучили, поняли, рассказали. А на Востоке эта фигура всё равно осталась какой-то нераскрытой. Очень важно, что мы сейчас не закрываем двери для Европы, мы открываем двери для нас, для наших людейи для Европы тоже, у которой также нераскрыта фигура Степана Бандеры. И, самое главное, для России тоже, потому что если человек, который просидел в фашистских концлагерях, может быть назван каким-то фашистом, это как минимум безумие», – заявил Грынив.

Собственно, нахождение Бандеры в Заксенхаузене серьёзно отличалось от положения узника фашистских концлагерей. Он не только жилфактически в гостиничном номере, получал отличное питание и мог свободно перемещаться по территории лагеря, принимая посетителей, но и регулярно покидал его пределы, в том числе для конспиративных встреч с соратниками. А в 1944 году, когда немцам потребовалась особенно активная помощь националистического бандподполья на Западной Украине, уже освобожденной Советской Армией, его и вовсе поселили на обычной квартире. Причин же для его размещения в VIP-блоке Заксенхаузене было две – во-первых, его самоуправство, несогласованное с Берлином провозглашение «украинской державы» в 1941 году, а во-вторых, его слишком вольное обращение со средствами, выделяемыми Абвером. В результате немецкие кураторы приняли решение, что Бандера требует жесткого контроля.

Вся жизнь этого персонажа, которого попеременно использовали спецслужбы разных стран, состоит из подобных эпизодов. Уже с детства в нем были отчетливо заметны многочисленные девиации, патологии и запредельная жестокость, которая первоначально была обращена на котят, потом – на младших детей. Строго говоря, и его личное значение в националистическом движении, где он, начиная с 1939 года до своей смерти выполнял роль ретранслятора воли зарубежных хозяев, сильно преувеличена. Иногда даже во зле есть величие, но это и близко не про Бандеру, чей путь – подлость, предательство, мелочность, сведение счетов, зависть и интриги против своих же соратников.

Кажется удивительным, что столь отвратительный во всех смыслах персонаж смог стать героическим образом для значительной части галичан. Но дело в том, что других подходящих «героев» у них попросту нет. Все по-настоящему выдающиеся личности этой земли так или иначе связаны с Россией и потому решительно не подходят на роль «национальных героев».

В течение 30 лет над образом Бандеры серьезно работали местные «мифотворцы», создавая образ «героя», в котором от реального человека остались разве что имя и фамилия. Так, нынешние биографы представляют даже кошкодавство юного Бандеры как особый тренинг для закаливания воли и решительности.

В результате возник некий мифический персонаж, сакральный для «свидомитов», которому они поклоняются и недоумевают, почему это не делают все остальные обитатели планеты. И сейчас они намерены заняться «миссионерством», продвигая свою «религию» на другие регионы и страны. Но задача эта не из легких, поскольку перспективная «паства» не подвергалась, в отличие от галичан, тридцатилетнему промыванию мозгов.

И пока продвижение этого «бренда» больше напоминает банальный троллинг. Так, депутат Львовского облсовета от Украинской галицкой партии Тарас Чолий объявил, что присвоение львовскому стадиону имени Степана Бандеры – позитивный политический шаг, поскольку вызывает возмущение поляков.

«Недавно мы проголосовали за обращение к Кабмину с предложением о переименовании стадиона «Арена-Львов» и присвоении ему названия Степана Бандеры. Я считаю, что это очень позитивный и правильный политический шаг и наш возможный ответ некоторым отдельным политическим кругам в Польше, которые почему-то считают, что они имеют право указывать нам, именами каких героев мы будем называть наши улицы, стадионы или школы. Я также благодарю коллег из Тернополя, которые пошли на такой хороший, позитивный и нормальный шаг, когда они присвоили имя Романа Шухевича их стадиону. И я буду счастлив, если во Львове будет стадион имени Степана Бандеры… Поляки ни у кого не спрашивают разрешения и называют свои улицы именами их, по их мнению, героев, участников Армии Крайовой, Армии Людовой, даже «Батальонов хлопских», которые участвовали в актах геноцида украинского этнического населения на территории нынешней Польши», – заявил депутат. Вот такая мотивация у свидомитов: главное – досадить своим соседям.

А сын коллаборациониста и командующего УПА Романа Шухевича, бывший депутат ВРУ Юрий Шухевич, усмотрел ценность подобных переименований в том, что они позволяют выломиться из единого культурного пространства с Россией. «Украина отрывается, отрезает ту пуповину, которая нас связывала с Москвой. И еще много в чем связывает. Потому там так и злятся в Москве, потому что они понимают, что мы все дальше и дальше отходим, отдаляемся. Они этого не могут нам простить, что мы начинаем прозревать. И это нормально, это мы еще дальше отходим от Москвы. И от Варшавы, кстати. Все дальше и дальше», – заявил Шухевич.

Не совсем понятно, как он и другие бандеровцы, выламываясь из общего культурного пространства с Россией, «отрезая пуповину» и обрывая все коммуникации, надеются транслировать на Россию свои «ценности», включая культ Бандеры. Но дело, думаю, не в «мозаичном сознании» свидомитов, а в том, что они понимают, что в дискурсивном поле им ничего не светит, что все их «бренды» за пределами Галиции не будут востребованы или заинтересуют только незначительные группы маргиналов. А вот культура и ценности «страны-агрессора» несут прямую угрозу всем их идеологическим построениям.