Кресло Пашиняна и турецкие претензии
Борис Джерелиевский

Кресло Пашиняна и турецкие претензии

Премьер может стать главным изменником в истории Армении

Обсуждая фигуру премьера Армении, пришедшего к власти на волне «бархатной революции», некоторые политологи утверждали, что этот лидер не обязан быть пророссийским. Что с учетом того, что армянская диаспора обширно представлена в большинстве «центров силы» планеты, многовекторность этой страны не только оправдана, но и придает ей дополнительную устойчивость.

Недавняя война в Карабахе показала, что хотя «многовекторность» и не укрепила Армению, причиной поражения стали не она и не обида России на русофобию премьера и его сторонников, а, мягко говоря, странные действия руководства страны. Действительно, для спасения Арцаха Москва сделала несравненно больше, чем Ереван, вне зависимости от политических взглядов и пристрастий Пашиняна. А вот его вклад в поражение непризнанной республики переоценить трудно, тем более, что с течением времени выясняются новые детали этого «вклада» в очередную трагедию армянского народа.

Все споры относительно роли Пашиняна в этих событиях сводятся к вопросу: было ли это сознательное предательство или вопиющий непрофессионализм. Вне зависимости от его подлинных мотивов, очевидно, что премьер стал чрезмерно токсичным, и его дальнейшее пребывание у власти несет смертельную угрозу армянской государственности. Кризис разгорелся в Армении именно после слов Никола Пашиняна о российском ОТРК «Искандер», в частности, о его частых «осечках» во время конфликта в Нагорном Карабахе.

Замначальника Генштаба Армении Тигран Хачатрян не скрыл скепсис относительно заявления премьера, за что был отправлен в отставку, следом за ним уйти было предложено и начальнику Генштаба Оникс Гаспаряну. В ответ генералитет армии Армении предложил уйти самому Пашиняну, который, немедленно объявил о «военном перевороте». Тревожности ситуации добавили немедленные комментарии Анкары, «поддержавшей» Пашиняна и осудившей «военный переворот». Сторонники премьера немедленно поспешили прокомментировать эти турецкие выступления, как попытку «подставить» Пашиняна своей поддержкой. Однако ситуация значительно сложнее и опаснее.

Конечно, Пашинян в его нынешнем состоянии выгоден на своем посту и для Анкары, и для Баку, которые рассчитывают добиться от него новых уступок. Немаловажен для них и конфликт премьера Армении с военными, которые не только пророссийски настроены в своей массе, но еще и являются свидетелями его неблаговидных шагов во время недавней войны. И эта вражда будет препятствием военного строительства Армении и расширения сотрудничества с Россией в оборонной сфере.

В Турции и Азербайджане прекрасно понимают, что Пашинян полностью исчерпал себя в качестве политической фигуры. Так, или иначе, он уйдет. Но заявление премьера о «военном перевороте» подхвачено турками совсем не для его дискредитации, которая и так достигла всех возможных пределов. Таким образом, они заранее намерены объявить власть, пришедшую на смену нынешнему режиму, «нелегитимной» и сделать вопрос ее признания предметом торга.

Аппетиты у турок и их сателлитов немалые: только в последниедни спикер парламента Турции Шентоп сказал, что их «борьба не прекратится пока «преступники Ходжалы» не предстанут перед судом». Алиев вообще был откровенен, заявив, что у Армении вообще не должно быть армии. Кроме того, он заявил, что «вопрос о статусе Карабаха должен уйти из повестки. Карабахский конфликт завершен, Азербайджан решил этот вопрос. Нагорный Карабах — исконная земля Азербайджана, а азербайджанцы должны вернуться на те территории, что сейчас находятся под контролем миротворцев». Кроме того, азербайджанский лидер выразил недовольство военно-техническим сотрудничеством России с Арменией и тем, что Москва помогает реформировать армянскую армию.

Можно не сомневаться, что эти претензии прямо связаны с витком политическогокризиса в Армении. Пашинян не может не отдавать себе отчет в том, что его стремление сохранить в данной ситуации власть является прямым предательством интересов своей Родины.