Войны четвёртого поколения
Владлен Татарский

Войны четвёртого поколения

Готова ли Россия к конфликтам нового типа

Старая аксиома гласит, что все военные готовятся к прошлым войнам. Более того, военная мощь оценивается количеством танков, ракет, ПВО и т.д. Военные настолько в это погружены, что не замечают очевидных вещей, которые происходят прямо у них под носом.

В 2014 году Россия сравнялась с США по количеству всех типов носителей стратегических ядерных вооружений и боеголовок на развернутых носителях. В Сухопутных войсках насчитывалось более 3000 танков. Мощь! Но 7 мая 2014 г. скромный швейцарский «бухгалтер» Дадье Бурхард приехал в Москву и объяснил, как нам дальше правильно двигаться. Сколько у Швейцарии ядерных боеголовок? А сколько танков? Специально посмотрел в Википедии – 134 танка.

В последнее время Турция провела при помощи своих вооруженных сил экспансию в Сирию и на Кавказ. У Турции нет ядерного оружия и много другого из вооружения, что есть у нас. А Россия в 90-е годы, обладая полным превосходством по всем критериям, умудрилась проиграть войнуодному из своих субъектов. Т.е. мы можем на этих простых примерах понять, что исход современной военной операции или даже войны не решает количество вооружения.


Военный теоретик Лидделл Гартв традициях тонкого британского юмора как-то заметил: «Единственной вещью, которую сделать труднее, чем внедрить новую идею в голову военных, является выбить оттуда старую». Исследуя методы войны будущего, американские военные теоретики писали ещё в 1989 г., что «Война четвёртого поколения» (так они её назвали) будет вестись не против вооруженных сил или вражеского правительства, а против общества врага в целом. Целью войны станет «внутреннее сокрушение противника», а не физическое его уничтожение. Военные усилия будут направлены на такие цели, как подрыв морального духа населения противника и разрушение его культурной среды обитания.

По сути дела, приходят к выводу американские теоретики, различие между войной и миром будет расплывчатым, если вообще будет. Одной из самых сложных задач для командиров всех степеней станет выбор целей на условном поле боя, при этом основными критериями цели будет политическая и культурная значимость целей, а не сугубо их военное значение. Как всё это выглядит на практике? У нас есть хороший пример: 12 апреля 2014 г. 52 человека, из которых меньше десяти имело реальный боевой опыт, захватило здание горотдела в городес очень символичным названием Славянск... Об этом и других реальных примерах операций в духе Войны четвёртого поколения поговорим в следующий раз.