Страсти по «Ополченочке»
Олег Криворотов

Страсти по «Ополченочке»

Заметка о патриотическом кино


Как известно, на прошлой неделе в московском Центральном доме кинематографистовотказали в премьерном показе снятому на Донбассе фильму «Ополченочка», посчитав картину «излишне жестокой и политизированной». Понятно, что предлог был надуманныйи распоряжение наложить табу на фильм было послано сверху. То, что тема вооруженного русского восстания на Донбассе весьма непопулярна в кругах политического околокремлевского бомонда, мы поняли уже давно, и подобная реакция кинематографической тусовки была вполне предсказуема. В РФ можно воспевать подвиги героев Второй Мировой, что вполне заслуженно, но как только речь заходит о Донбассе, включается скрытый механизм противодействия, и дальше шума в социальных сетях дело не идет.

Тематика русского сопротивления на Украине Кремлем практически не популяризируется, в отличие от Киева, снявшего уже более десяти фильмов, посвященных войне на Донбассе. Максимум, на что хватает федеральных СМИ – это отдать дань памяти павшим героям, которые и так «срама не имут», ну а в каких условиях служат и живут живые герои, почему-то мало кого заботит, и лишь отдельные энтузиасты пытаются прорвать информационную блокаду.

Так получилось и на этот раз. Федеральные СМИ в лучшем случае отделались небольшими заметками, что фильму отказано в прокате. Патриотическая общественность в соцсетях справедливо возмутилась двойственной политикой – если фильм о русских на Донбассе «излишне политизированный», то почему дали зеленый свет фильму о карателях «Айдара» – «Пуля», показ которого в Москве сорвала группа бывших ополченцев? Или выставке фотографий карателей АТО в Сахаровском центре?

Претензии вполне справедливые, но меня смущало несколько моментов. А что помешало творческой группе найти новую площадку для премьеры фильма. В крайнем случае, за поддержкой можно было обратиться в «Союз Добровольцев Донбасса». Я уверен, что Бородай проблему с кинозалом бы решил и ополченцы на премьерный показ фильма пришли бы с удовольствием. Да и Министерство культуры ЛНР могло бы подсуетиться и помочь протолкнуть дебютный проект республиканской киностудии. Выход при желании можно было найти элементарно.

Но больше всегосмутил иной факт. Вофициальной фильмографииисполнительницы одной из главных ролей, молодой актрисы Натальи Колосковой, «Ополченочка» не фигурирует. Иными словами, Колоскова стыдится этой роли, и вся ее патриотическая риторика во время съемок фильма и первых презентаций в Донецке и Луганске – не более чем лицемерие, что она и подтвердилаво вчерашнем интервью«Политнавигатору», в режиме «блондинки» уходя от политического подтекста.

Тема патриотического русского кино, вернее, его отсутствия, сейчас актуальна как никогда. На Донбассе материала для сценария хоть отбавляй, плюс готовые декорации и живые герои событий. При правильном подходе можно переплюнуть любые западные блокбастеры. И зачем приглашать третьеразрядных актрис типа Колосковой? У нас хватает девушек красивее и талантливее, для которых роль русской ополченки будет действительно знаковым событием в жизни. Нужен настоящий режиссер, который бы горел этой идеей. И брешь чиновничьего равнодушия тоже реально пробить. Но таких людей у нас, увы, пока что нет.

Почему я не вижу таких среди создателей «Ополчночки»? Их поведение после московского фиаскоговорит о том, что ребята не сильно переживают за фильм. По словам директора кинокомпании «Лугафильм» Романа Разума, причиной отказа демонстрации картины в Москве является вовсе не предвзятость чиновников, а пандемия коронавируса, и поэтому «показ ленты в кинотеатрах России придется заменить онлайн-премьерой в сети Интернет». Не знаю, что повлияло на смену риторики Романа Разума, но уверен, что свою лепту внес очередной грант, полученной его компанией на съемку нового фильма о спецназе.