«Гиена Европы», верни Силезию!
Борис Джерелиевский

«Гиена Европы», верни Силезию!

Выступив с претензиями к соседям, Варшава открыла ящик Пандоры


Когда несколько лет назад Польша начала озвучивать в адрес соседних стран ряд претензий, включая территориальные, многие были буквально ошарашены такой наглостью, полагая, что «гиена Европы», как прозвал Польшу Уинстон Черчилль, совсем обезумела. Но в Варшаве были убеждены в том, что они просто разумно используют удачный геополитический расклад, получив небывалое покровительство США, которые используют ее, как «троянского коня» в стенах ЕС.

И если территориальные притязания к России, Беларуси, Украине и Литве пока что официально не озвучивались, то от Германии польское руководство вполне официально взялось требовать контрибуции, от которых ранее отказалась Польская Народная Республика.

Особого энтузиазма Варшаве в этом вопросе добавил тот факт, что в последнее время отношения Вашингтона и Берлина были далеко не идеальными. Особенно они ухудшились при Трампе, который всеми силами стремился заставить немцев отказаться от «Северного потока-2» и увеличить участие в агрессивных программах Америки.

Понятно, что у поляков в этом вопросе ничего «выгореть» не могло, но свою роль в американской игре против Германии они сыграли.

Впрочем, надеяться на то, что эти выпады останутся безнаказанными со стороны Берлина могли только легкомысленные люди. Но немцы, в отличие от горячих и эмоциональных поляков, подошли к делу последовательно и обстоятельно, начав не с громких заявлений, а с формирования общественного мнения в нужном для них направлении. Тем более, что основания для их потенциальных претензий (еще не предъявленных) куда более основательны, чем у поляков.

Дело в том, что на немецких землях Германии, которые отошли Польше после окончания Второй Мировой войны, эти неожиданные победители устроили в отношении мирного немецкого населения то, что вполне попадает под определения «геноцид». На территории послевоенной Польши, в основном на германских территориях, переданных Польше в 1945 г. (в Силезии, Померании и Восточном Бранденбурге), проживало свыше 4 млн. этнических немцев. Весной 1945 г. целые польские деревни занимались грабежами убегающих немцев, массово убивая мужчин (подростков и стариков — мужчины призывного возраста были в плену) и насилуя женщин. С лета 1945 г. эти стихийные акции сменили мероприятия государственного характера: немецкое население сгоняли в концлагеря, используя его на принудительных работах, детей у родителей отнимали и передавали в приюты или польские семьи, где они подвергались полонизации. «Эффективность» использования немецких заключённых польских концлагерей характеризуется такой, к примеру, цифрой: зимой 1945/46 гг. смертность там достигала 50%. Так в одном из лагерей, в Ламсдорфе просуществовавшем до осени 1946 г. умерло 6488 человек, мужчин, женщин и детей.

По оценкам BdV (Союз изгнанных (нем. Bund der Vertriebenen, BdV) — германская общественная организация, в которую входят региональные объединения лиц, депортированных после Второй Мировой войны.), общие потери немецкого населения в ходе депортации из Польши составили немногим менее 2 млн. человек.

В настоящий момент, как в немецком, так и польском сегменте Интернета создано немало ресурсов, поставивших цель донести до общественности не только обстоятельства преступлений против человечества, совершенных поляками, но и обосновать «право» немецкого народа на территории, переданные Польше, откуда немцы, в результате этнических чисток были изгнаны. Внезапное и обильное появление такого контента в соцсетях и в СМИ не оставляет сомнений в организованности этой информационной кампании.

Кроме того, в Польше действуют поддерживаемые из Германии НКО. Так, например, «общественный Союз силезских активистов» недавно провёл траурное мероприятия у бывшего лагеря «Згода» в польском городе Свентохловице, который в 1943-1944 гг. был филиалом Освенцима. После освобождения Польши его перепрофилировали для содержания этнических немцев, живших ранее на отторгнутых у Германии территориях. Многие из них были замучены сотрудниками польских спецслужб, умерли от голода и непосильного труда.

Примечательно, что и эти акции, и информационная кампания, которые в Варшаве квалифицируют как «проявления немецкого реваншизма», находят положительный отклик у части польского общества. Польский активист Пётр Радтке, в материале, опубликованном в издании «НьюсБалт», ужасается: «Ошеломляющее количество так называемых лайков и репостов этих материала, доказывает то, что эти люди начинают представлять собой силу, которая в какой-то момент станет реальной угрозой для страны и непосредственно для нашей безопасности».

Действительно, может показаться удивительным сочувствие некоторых польских граждан идеям германской «реконкисты», особенно с учетом того, что всех немцев Варшава постаралась «зачистить» еще 70 с лишним лет назад.

Однако, в Польше все равно остались люди с немецкими корнями и немецкими фамилиями. Сюда же можно добавить местных лютеран. Кроме того, многие поляки очень бы хотели стать гражданами ФРГ (где уровень жизни значительно выше, чем в Польше) даже вместе с территориями, на которых они сейчас живут, и далее наслаждаться пресловутым баварским пивом. Совсем, как многие украинцы, которые с великой радостью хватаются за «Карту поляка». И это, как совершенно справедливо заметил Радтке, является очень серьезной угрозой для национальной безопасности Польши. То есть, «ответка» Берлина может оказаться сокрушительной для этой страны.

Конечно, нет оснований предполагать, что Германия готовится в ближайшее время начать отвоевывать Силезию и Померанию. Однако усиливающаяся нестабильность в самой Польше может создать самые неожиданные ситуации.

Кстати, новая администрация США явно намерена нормализовать отношения с Германией (Байден уже отменил объявленный Трампом вывод американских войск из ФРГ), что объективно снижает ценность Польши для Вашингтона.

В любом случае, можно с уверенностью сказать, что Польша, занявшись ревизией истории Второй Мировой войны и выдвигая претензии к соседним странам, открыла ларец Пандоры, откуда теперь на нее посыплются многочисленные беды и неприятности.