Абхазия никогда не поступится своей независимостью
Михаил Русланов

Абхазия никогда не поступится своей независимостью

Страничкин Александр Викторович. Родился в1955г. В 1972 г. окончил среднюю школу в селе Нижняя Эшера. Трудовую деятельность начал в 1973г. В 1983г. окончил экономический факультет Ростовского госуниверситета. С 1983 г. преподает в Абхазском госуниверситете. Одновременно с 1984 по 1989 гг. работал в органах государственной статистики, а в 1994-1997 гг. в Министерстве экономики Республики Абхазия. Избирался депутатом Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия XIII и XIV созывов. В апреле 2002г. был избран Вице-спикером Народного Собрания. В  марте 2006г. назначен на должность Вице-премьера. Женат,  сын – студент Абхазского Госуниверситета.

- Александр Викторович, для Вас, как не нового человека в политике, назначение на должность вице-премьера стало неожиданным?
- Назначение не было для меня неожиданным, неожиданным было само предложение о переходе на новую работу - в исполнительную власть.

- Какую область Вы курируете в правительстве?
- В соответствие с распоряжением кабинета министров Республики Абхазия «О распределении обязанностей между премьер-министром и вице-премьерами Республики Абхазия», мне поручено курировать вопросы экономики, энергетики, связи, лесного хозяйства, топливно-снабженческих организаций, статистики, молодёжи и спорта, а также работу местных органов государственного управления по указанным вопросам. В мои обязанности входит и координация деятельности ряда министерств и ведомств.

- Ведутся ли переговоры о том, чтобы увеличить пенсию гражданам России, проживающим в Абхазии?
- Во-первых, хотел бы отметить, что размеры российских пенсий и их повышение устанавливаются законодательно Российской Федерацией. Во-вторых, речь идет о том, что необходимо расширять перечень категорий пенсионеров, имеющих право на получение российской пенсии, в частности, инвалидов труда, инвалидов с детства, и других категорий. В этом направлении работа ведется. Вице-премьер Леонид Лакербая как раз этим и занимается.

- Каковы на сегодня перспективы у абхазской государственности?
- Если коротко, то перспективы большие. Как я понимаю, Вы закладываете в свой вопрос проблему международного признания. Абхазия имеет все правовые основания ставить вопрос перед мировым сообществом о признании своей независимости. Существуют определенные стандарты по данному вопросу и, на мой взгляд, Абхазия в них вполне вписывается. У республики есть все правовые и исторические основания, которые закреплены Конституцией Абхазии. В нашей стране существует дееспособная власть: президент, парламент, судебные органы. Имеются все атрибуты государства: армия, правоохранительные органы, таможенная и пограничная службы, которые поддерживают обороноспособность и правопорядок в государстве. Действует выборное законодательство, позволяющее проводить выборы на демократических основах, также созданы и активно действуют политические партии и общественно-политические движения, развиваются гражданское общество, свобода слова и печати.
3 октября 1999 года был проведен референдум об отношении граждан к действующей Конституции, на основании которого 12 октября 1999г. Парламентом Республики Абхазия был принят Акт «О государственной независимости Республики Абхазия», в котором подчеркивается, что разрыв государственно-правовых отношений между Грузией и Абхазией, произошедший по инициативе властей Грузии и последовавшая за этим грузино-абхазская война 1992-1993 гг. привели де-юре и де-факто к независимости Абхазии.

Мы исходим из того, что определение статуса Республики Абхазия является исключительным правом ее народа. Признание Абхазии вполне вписывается в современные международные реалии.

- Президент Абхазии Сергей Багапш на одной из пресс-конференций однозначно заявил о том, что Абхазия строит свое независимое государство. Парламент, и многие местные политики не раз заявляли об ассоциированных отношениях с Российской Федерацией. Есть ли у этого, скажем так, проекта продолжение?
- Ассоциированные отношения уже подразумевают, что они устанавливаются между независимыми государствами. То есть речь в таком случае может идти о фактическом признании, так как указанные отношения определяются соответствующими договорами.

- Ваш прогноз на развитие ситуации в Абхазии?
- Я считаю, что, на сегодняшний день, ситуация стабильная.  В настоящее время идет процесс формирования Общественной палаты при Президенте Республики Абхазия, которая должна сыграть в обществе стабилизирующую роль, ее задача - обсуждать вопросы, имеющие общегосударственное и общенациональное значение, чтобы вовремя снимать напряженность и взаимное недопонимание по некоторым актуальным и широко обсуждаемым в обществе вопросам.

В начале 2007 года у нас в стране предстоят очередные выборы в Народное Собрание Республики Абхазия и органы местного самоуправления. Подготовка к ним политическими партиями и движениями фактически уже началась. Это видно из высказываний, статей и публикаций многих политиков. Хотел бы высказать свое предложение. На мой взгляд, можно подумать о заключении некого «предвыборного» соглашения между политическими организациями о политкорректности при подготовке и проведении выборов.

- На Ваш взгляд, возможно ли размещение в Абхазии российских военные баз и ввод сюда российские войска, если Грузия развяжет новую войну?
- Что касается размещения российских военных баз, то это вопрос межгосударственного соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией. Если таковое предложение поступит от российской стороны, то вопрос будет изучаться соответствующими структурами. И уверяю Вас, будет принято то решение, которое вписывается в рамки нашей внешней политики и интересов народа Абхазии.

- Александр Викторович, каков уровень жизни в Абхазии? Как его улучшить, как придать импульс развития нашей экономике? Будет ли выполнен государственный бюджет  на этот год? Есть ли у правительства резервы для его наполнения в следующем году?

- Это целый ряд больших вопросов, на которые невозможно ответить несколькими предложениями. К сожалению, уровень жизни населения Абхазии, в целом, остается низким. Прежде всего, это относится к нашим пенсионерам. Средняя заработная плата ниже прожиточного уровня. Повысить уровень жизни можно только одним путем - развитием экономики. Нельзя не признать, что тенденция роста экономики имеется. Конечно, в основном она касается частного сектора. Например, появилось много магазинов по продаже стройматериалов, а это только свидетельствует о том, что ведется довольно интенсивное восстановление зданий, строительство ряда объектов. Увеличилось количество граждан России, приезжающих к нам на отдых и экскурсии.
При этом, нужно сказать, что в экономике много проблем. Это и последствия войны, и большой износ оборудования, и нехватка специалистов с техническим образованием. Проблем достаточно, но их надо решать сообща.

На экономике Абхазии положительно сказалась улучшившаяся ситуация на границе с Российской Федерацией. В последние годы Россия оказывает Абхазии очень большую помощь. Появилось пассажирское железнодорожное сообщение. Дополнительный импульс получило развитие экономических связей с регионами и городами Российской Федерации. Ярким примером может служить взаимодействие Владимирского тракторного завода и Ткуарчалских предприятий «Аргонавт» и «Заря».

Что касается перспектив развития нашей экономики, то они имеются, так как Абхазия обладает определенными ресурсами, которые еще недостаточно задействованы. Главной проблемой для дальнейшего развития является недостаток инвестиций, как у самого государства, так и у предприятий. В этой связи остро встает задача привлечения, как иностранных инвестиций для создания совместных предприятий, так и внутренних финансовых ресурсов.

По нашему мнению бюджет 2006 года в целом будет выполнен, хотя, по отдельным статьям его доходной части, возможно, и невыполнение. Многое зависит и от конъюнктуры  рынка. Определенное влияние оказывает снижение курса доллара. На будущий год Министерством экономики подготавливается прогноз социально-экономического развития, который является основой для разрабатываемого государственного бюджета, где предполагается его увеличение.

- Существует ли в Абхазии клановость в ее худшем исполнении? Как ее победить?
- Скорее всего, самый «большой» клан в Абхазии – это клан Страничкиных. Нас целых три человека, и все мы работаем в разных структурах. Это конечно шутка. А если серьезно, то с одной стороны, клан – это большая семья, которая в трудный час всегда придет на помощь, и в счастливые минуты будет жить радостью любого члена этой семьи. И в этом смысле, клан надо укреплять и поддерживать. Наверное, это свойственно человеку: окружать себя людьми не только верными по духу, но и по родству. Так было во все времена.  Другой вопрос, что и спрос с любого человека из какого-либо, как Вы говорите, клана, должен быть такой же, как с простого гражданина, мы должны осознавать, что взаимоотношения с законом человека из любого клана должны быть равными.

- И крайний вопрос: тяжело  ли быть русским в Абхазии?
- Конечно, определенная проблема существует. Особенно тяжело старшему поколению, среди которых много одиноких людей. Большинство русских, проживая в городе, не имеет возможности вести свое подсобное хозяйство, способствующее хоть как-то решать продовольственную проблему.  Многие из числа этого населения в свое время приехали, например, на работу в Ткуарчал, молодыми специалистами в научно-исследовательские учреждения, такие, как СФТИ (Сухумский физико-технический институт) или «Атолл» и остались здесь жить. После Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг. предприятия, на которых они трудились, практически не действуют. Некоторые из этих людей оказались неприспособленными к новым рыночным реалиям, да еще в изолированной послевоенной Абхазии.

Хотя, необходимо отметить, что в русской среде есть определенное количество людей, сумевших основать свой бизнес и довольно успешно его развивать. Среди русских есть те, кто активно участвует в политической жизни, работники органов государственной власти. Немало людей задействовано в сфере науки и образования. Русские в Абхазии вместе со всем ее народом испытывают все существующие трудности и участвуют в строительстве молодого абхазского государства.