Джин Шарп и не только
Борис Джерелиевский

Джин Шарп и не только

Беспорядки «пятой колонны» — лишь одно из направлений атаки на Россию

В одной из своих первых тронных речей новый хозяин Белого дома Джо Байден обещал «спросить» с России за все те «прегрешения», которые Запад все последние годы приписывает нашей стране. Интерпретировать это выступление, иначе, чем официальное объявление нашей стране «гибридной войны», сложно. Американские стратеги называют ее «войной в серой зоне», которая предшествует полномасштабной войне (или заменяет ее) и включает в себя не только «мятеж-войну», но и психологические операции, мероприятия, нацеленные на подрыв экономики, кибератаки, применение боевых патогенов и мн. др.

Начавшиеся вскоре после этого выступления внесистемной оппозиции в городах России убедительно показали, что «Байден сказал — Байден сделал».

При этом одним из наиболее уязвимых мест кампании в защиту «берлинского пациента» стала слишком очевидная его связь со странами Запада и западными же спецслужбами. Когда наличие этой смычки стало невозможно отвернуть, антироссийские пропагандисты стали уверять, что протестные выступления спонтанны, и помимо ареста блогера-коррупционера, у их участников множество других претензий к российским властям. Таким образом, они фактически признали, что судьба Навального, как впрочем, и все его «разоблачения» — не более чем предлог для организации массовых беспорядков. Но, похоже, этот «каминг-аут» не сильно заботит представителей антироссийской «пятой колонны».

Анонсированный беглым и уже объявленным в международный розыск Леонидом Волковым флэшмоб «фонариков» столь отчетливо отсылает к методичкам Джина Шарпа, что вопросы об истоках попыток новой цветной революции в России являются чисто риторическими.

Как мы знаем, антигосударственные выступления в РФ обслуживает польский канал «Nехта», работающий также на «беломайдан» и находящийся под контролем польских спецслужб и их американских кураторов. Но куда большую роль в пропагандистской работе в соцсетях, размещении призывов россиян к бунту и в координации незаконных акций играет небезызвестный Центр кибербезопасности НАТО в Эстонии (NATO Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence (NATO CCD COE): Центр НАТО по сотрудничеству в сфере киберобороны).

Уже 11 лет на базе Центра регулярно проводятся международные учения, в ходе которых осуществляется отработка не только противодействие киберугрозам, но и организация хакерских с целью выведение из строя вычислительных сетей критически важных объектов и инфраструктуры потенциального противника путем нарушения функционирования систем госуправления, финансовых институтов, предприятий, электростанций, ж/д вокзалов и аэропортов.

О Центре заговорили после того, как в конце ноября 2013 г. в Эстонии прошли масштабные учения по отработке вопросов киберзащиты натовской инфраструктуры Cyber Coalition-2013, в которых были задействованы около 500 участников, среди них более 100 сотрудников эстонского Центра и удаленно — более 300 офицеров из 32-х стран-членов и партнеров НАТО.

Впрочем, особый интерес к этой структуре вызвал не только масштаб мероприятия, но и тот факт, что именно во время киберучений реальным хакерским атакам подвергся не только сайт самого Центра по защите от киберугроз, а вместе с ним и интернет-ресурсы госструктур Украины, Польши, стран Прибалтики и РФ. Еще больше экспертов озадачил тот факт, что власти Эстонии почему-то отказались от расследования взлома их сайтов, в т.ч. и военного ведомства, сославшись … на отсутствие средств (!).

А спустя три месяца, в начале февраля 2014 г., CCD COE активно включился в события на Украине под именем «киберсотни евромайдана». Затем сотрудники этой структуры приняли активное участие в боевых действиях в Донбассе на стороне киевского режима. В частности, Мариуполе был развернут передовой пункт CCD COE, откуда осуществлялась прослушка не только Народных Республик, но и приграничных территорий РФ вглубь на сотни километров.

В сентябре 2014 г., когда защитники Донбасса блокировали Мариуполь, даже возникла угроза, что шесть офицеров Центра, обслуживающие передовой пункт, могут быть задержаны бойцами Народной Милиции, встал вопрос об их экстренной эвакуации. Позже глава НАТО Йенс Столтенберг признал помощь НАТО Украине в организации регионального киберцентра.

Сейчас CCD COE активно работает в интересах «беломайдана», в частности, значительная часть персональных данных белорусских силовиков и должностных лиц, «слитые» в Сеть, добыты специалистами Центра. Помимо хакерской работы, сотрудники этой структуры активно проводят психологические операции в соцсетях. Сегодня большая часть мощностей ССD СОЕ задействована в интересах организаторов массовых беспорядков в РФ.

Между тем, хотя глобальное информационное пространство уже признано многими специалистами с полным основанием новым театром военных действий, соответствующей правовой трактовки в российском законодательстве до сих пор нет. Это не позволяет пока что вывести формально такой вид агрессии из «серой зоны».

Вернемся к выступлениям внесистемной оппозиции, или, вернее, «пятой колонны». В настоящий момент многие празднуют победу над очередной попыткой цветной революции в России, совершенно забывая, что только в методичках Шарпа указано 198 компонентов «войны в серой зоне», а в действительности их несравненно больше. И все они задействованы или будут задействованы в ближайшее время против России.

Так, никто на Западе, разумеется, не надеялся, что уличные акции «пятой колонны» приведут к захвату власти в РФ прозападными силами. Выступления «навальнистов» — лишь один из элементов гибридной войны, наравне с психологическими операциями, экономическими санкциями, организацией «горячих точек» и зон напряженности по периметру границы, насаждением иных культурных и этических стандартов, поощрением коррупции. Да-да, и это тоже. Ведь перед каждым коррупционером встает вопрос, как ему обезопасить наворованные средства от возможных «посягательств» государства. Ответ один — вывести их за границу, туда, откуда «выдачи нет». То есть, он должен иметь гарантии от того государства, где они собираются купить недвижимость, и в банках которого намерен хранить свои деньги, что и его самого, и его богатство не вернут на Родину. А, как известно, «где ваше сокровище, там будет и сердце», и такие гарантии можно получить только в обмен на сотрудничество со спецслужбами этой страны. Вот в чем и заключается причина того, что некоторые государственные мужи, выйдя в отставку, немедленно отправляются к себе «домой», на свою истинную родину, где их сокровища и где их сердце.

Вот со всем этим комплексом вызовов и ударов по всем направлениям нам неизбежно придется столкнуться.