Ярослав Таманцев

Кто формирует списки украинцев?

Директор института стран СНГ Константин Затулин:

Будет Украина дальше существовать или нет, как единое целое, зависит от ответа на вопрос, будет ли там учтен голос южных и восточных регионов страны. Это касается вопросов языка,полномочий областей, вопросов сотрудничества Украины и России, общей языковой и религиозной принадлежности. Они становятся во главу угла. Речь идет о судьбе 20-30 млн. наших соотечественников по ту сторону границы, которая образовалась совершенно недавно.

Я предложил бы усиление абсолютно по всем линия российско-украинского межрегионального сотрудничества. Нужно рассмотреть вопрос широкого предоставления украинцам гражданства Российской Федерации в качестве второго гражданства, что по нашим законам совершенно не запрещено, и что было в практике 90-х г.г. Мы должны быть готовыми ко всему, в том числе и к тому, что кризис на Украине будет продолжаться.

К сожалению, мы слишком долго ждали, что действующая власть учтет голос восточных и южных регионов и предложит компромисс. Пока, к сожалению, такой компромисс не предложен.

Глава Харьковского облсовета Василий Салыгин:

Все рушилось с использованием громадного потенциала, с помощью западных, проамериканских кругов, Ватикана. Угроза идет тем ценностям, которые выше жизни людей. Это вера людей, их культура, их духовность. Люди сегодня простят о помощи, смотрят с надеждой на территорию юга, юго-востока Украины, на Партию регионов и выполнение ей предвыборной программы.

Я убежден, что российские власти и мы на местах, все здравые силы не допустят этого языкового и культурного геноцида над народом, потому что преступное умолчание в отношении миллионов людей недопустимо. Это будет одинаково и со стороны России, и со стороны Украины, если людей лишат права учиться в школах на родном языке, читать литературу, смотреть фильмы и спектакли на нем, лишат их веры.

Глава Луганского облсовета Валерий Голенко:

Сейчас происходит испытание демократии на Украине. Эта ситуация как лакмусовая бумага. Если страна считает себя демократичной, она обязана прислушиваться и реагировать должным образом на международное общественное мнение.

Если демократия есть, то узурпация власти, которая, к сожалению, происходит в стране, не должна состояться. Невозможно игнорировать волеизъявление практически половины населения Украины, потому что это недемократично. Народное творчество очень хорошо отражает текущий момент в любом государстве.

Сегодня в Украине ходит такой анекдот: «Правительство приняло постановление. Пункт первый – сделать украинцев счастливыми. Пункт 2 – список украинцев прилагается». Этот анекдот отражает глубинные процессы. Оранжевый клан пытается захватить практически все рычаги власти, практически узурпировав всю власть.

Академик Петр Толочко:

Надо обратить внимание на то, что происходит. Ситуация построения украинского государства для украинцев доведена до абсурда и начинается процесс регионализации Украины. Объявление областными и городскими советами русского языка региональными языками – это первый этап. Украина – как единое государство возможна и будет только в том случае, если она перейдет к федеральной форме административно-территориальной организации и системе власти. Без такого условия, боюсь, что осуществится предсказание раскола страны на две части.

Депутат Верховного Совета Автономной республики Крым, заместитель главы Русской общины Крыма Олег Родивилов:

В Русской общине готовится проект референдума по автономной Республике Крым о государственном статусе русского языка. Как вы знаете, зимой 360 тысяч подписей мы собрали в поддержку этого референдума. И депутаты Верховного Совета Крыма должны обеспечить реализацию право граждан Крыма и провести референдум. Украина реально двуязычная страна, но использование русского языка реально дискриминируется оранжевыми. Юг и восток Украины должны выступать единым фронтом, защищая свои гуманитарные права.

…Сейчас идет глобальный спор между ПР и оранжевыми, имеют ли право целые области принимать решения о региональном статусе русского языка. Но этот вопрос мы пережили в Крыму еще в 95-м. Например, региональным языком Белогорского, Бахчисарайского и Кировского районов по Хартии, которая вступила в законную силу, наряду с русским может быть и крымско-татарский язык. У нас около 150 поселков, населенных пунктов – мест компактного проживания татар, несколько десятков мест компактного проживания армян, болгар, греков, эстонцев, немцев.

Сегодня Киев явно не понимает своей роли и места в гуманитарном развитии регионов и является слоном в посудной лавке. Это делается лицами, которые заявили о своих шовинистических взглядах, которые сегодня возглавляют фактически администрацию президента и пытаются влезть в кабинет министров. Ничего, кроме отторжения в Крыму эти посягательства на права местных территориальных общин, не вызовут. В перспективе можно «загнать под лавку» решение Старокрымского совета о том, что мы являемся территорией без НАТО. Но с местном населением в лице уполномоченных народных депутатов власть ничего не сделает. Это медленный распад страны. Лучше бы они признали свою неправоту и, ссылаясь на европейские демократические нормы, попытались как-то извернуться, потому что у них абсолютно чуждые нам интересы. Но они пытаются закрыть ситуацию прокурорами, а ситуация не меняется.

Идет постепенное нагнетание конфликта. У нас в этом плане ситуация плохая потому, что местная власть начинает подтягивать экстремистов для решения вопросов, которые выступали как некая третья сила. Этим они будут переключать внимание крымского общества на себя. У нас действует нелегальная группировка Меджлис – курултай, которая последние 15 лет является некой татарской дубинкой на русский Крым, чтобы русские отвлекались от взаимоотношений центра с регионами. Проявления этого экстремизма все явней и явней.

Последние примеры - и.о. министра образования Украины Николаенко выступил с фактически ультимативным предложением перевести все русские школы в Крыму на украинский язык. Но это смешно, а, во-вторых, нереализуемо. Чтобы показать свою силу, Николаенко встречался в Крыму с силовиками, но без совета министров Крыма, Верховного совета и, тем более, министерства образования республики.