ОПГ Ахметова сменила прописку
Олег Криворотов

ОПГ Ахметова сменила прописку

Как олигарх стал хозяином Донбасса и как был вынужден оттуда бежать

В начале декабря прошлого года на телеканале «Hromadske» вышел фильм-расследование «Спадкоємець», в котором старший сын убитого в 1996 году первого украинского олигарха Евгения Щербаня обвиняет Рината Ахметова и Сергея Таруту в присвоении собственности отца. Фильм не проливает свет на какие-то неизвестные детали громкого убийства четвертьвековой давности, но в нем четко прослеживается посыл – доля покойного в корпорации «Индустриальный союз Донбасса» отошла Ахметову, значит он стоит за убийством бизнесмена. Ну а Тарута – так, клерк на побегушках, которого просто отблагодарили. И больше никакого фактажа.

Однако, если подходить с этой точки зрения, известно, что еще одним из совладельцев «ИСД» был Виталий Гайдук, ставший после смерти Щербаня ключевым лицом в корпорации. Но о нем в фильме не сказано ни слова, что наводит на определенные мысли о тенденциозности расследования. Основной капитал Евгений Щербань сколотил на спаивании земляков паленой водкой и различных махинациях с промышленным наследием СССР, не гнушаясь методов братков. Они с Ахметовым – одного поля ягоды, и поэтому сантименты Щербаня-младшего по поводу утраченного наследства меня совершенно не волнуют. Но фильм стоит посмотреть, чтобы понять, против чего восстал в 2014 г. Донбасс. В нем хорошо показано становление украинского государства, кому оно принадлежит и как решаются вопросы.

После развала СССР, подобно большевикам в 1917 году, криминальный интернационал начал грабеж наследия погибающей Империи. Звягильский, Ландик, Янковский, Брагинский, Щербани, Рыбаки, Момоты, Лещинский, Кранц, Брагин, Ахметов, Долидзе, Маркулов – все эти инородцы в борьбе за народное наследие развязали на Донбассе кровавый междусобойчик. Братки прибирали к рукам наиболее рентабельные предприятия, а также убивали несговорчивых предпринимателей, уничтожив на корню основу экономики любого нормального государства – зарождающийся средний класс. Преуспевших бандитов затем брали под опеку люди в погонах, ну а тех, кто не желал вписаться в систему, просто отстреливали. Убийство в донецком аэропорту 3 ноября 1996 Евгения Щербаня поставило точку в кровавой войне 90-х на Донбассе, сделав Рината Ахметова почти что хозяином индустриального региона. Количество всевозможных странностей и нестыковок в этом деле с уверенностью позволяет судить о причастности спецслужб.

Убийцы в форме сотрудников милиции проникли на режимный объект, взлетную полосу, расстреляли вип-персону и спокойно ее покинули, причем один из киллеров получил случайное ранение от напарника. Почему им дали спокойно уйти? Оперативная группа приехала на вызов через час, а план «перехват» объявили лишь через 6 часов после убийства. При этом были известны машины, на которых убийцы приехали в аэропорт, но неизвестно, где была в момент убийства вооруженная охрана Щербаня, которая неотлучно его сопровождала. Ответ на этот вопрос могли дать показания начальника службы безопасности Евгения Щербаня, но протокол его опроса чудесным образом исчез из материалов дела.

Более того, выяснилось, что правоохранители вместо аэропорта оперативно нагрянули в офис принадлежащей Евгению Щербаню корпорации «Атон», интересуясь документами компании. Однако их опередили неизвестные вооруженные люди в балаклавах, которых без предъявления каких-либо документов спокойно пропустила охрана, и они унесли с собой всю документацию.

Дальнейшее известно, исполнители громкого убийства – киллеры из ОПГ Евгения Кушнира, – были зачищены в 1998 году, причем сам главарь банды умер в Донецком СИЗО при весьма загадочных обстоятельствах, так и не назвав имя заказчика. Попытки свалить вину в резонансном деле на экс-премьера Лазаренко и Юлию Тимошенко из-за отсутствия улик закончились ничем. Последний человек, что мог еще пролить свет в этом вопросе, это разрядивший пистолет в затылок Щербаня Евгений Болотских. Однако летом 2014 года он пропал в ЛНР из колонии в Славяносербске, в которой отбывал пожизненный срок.

С момента убийства Евгений Щербаня началось возвышение Рината Ахметова. Щербань-младший в фильм рассказывает, как активы покойного оказались в руках Ахметова, и дает ему характеристику: «Ринат поступил как шакал». Вместо поддержки и оказания помощи детям погибшего бизнес партнера, Ахметов предъявил братьям долг в $5 млн и вынудил в счет его уплаты отдать ему компании «Гефест», «ДСС» и еще ряд более мелких фирм. Зная репутацию Рината Леонидовича, я не думаю, что у них был иной выбор.

От убийства Евгения Щербаня Ахметов получил прямую выгоду и, естественно, имеет к нему отношение. Но вопрос – мог ли авторитетный гопник, кем на тот момент являлся Ахметов, организовать подобную операцию и замести следы? Более того, у братка оказались настолько влиятельные покровители, что местная милиция стала прикрывать деятельность этой банды. Милицейское руководство, по сути, влилось в ОПГ, уничтожив все криминальные дела и оперативные разработки, касающиеся Рината Леонидовича.

В фильме показано происхождение капиталов преуспевающих лиц современного украинского бизнес бомонда, а так же выведена звериная сущность этих людей, для которых не существует моральных принципов. Эти люди – особой породы, не имеющие ничего общего с русскими промышленниками Горловым, Алчевским, Рутченко, Иловайским, создавшими в голой степи индустриальный регион – «Новую Америку», как назвал Донбасс в начале прошлого века Александр Блок. Прибрать к рукам прибыльное предприятие, уничтожить конкурента и сесть на государственные потоки – вот секрет успеха современных олигархов Украины. Они не способны созидать и существовать в условиях честной конкуренции, а эффективны лишь при наличии коррупционных схем.

«Русская весна», конечно, встала поперек горла Ринату Леонидовичу – народ горел идеей воссоединения с Россией. Тут у него все схвачено, а как поведет себя российская власть – еще не известно. Однако эффект Крыма был настолько силен, что Ахметов начал свою игру, раскладывая яйца в разные корзины. Официально принял сторону киевской власти и даже стал «попутчиком революции», как его назвал Юрий Луценко, а второй рукой оказывал финансовую поддержку некоторым подразделениям зарождающегося ополчения Донбасса. Итог мы все знаем – бывший хозяин Донбасса лишился в ДНР почти всех своих активов, а его ОПГ, сменив донецкую прописку, поставила на колени соседнее государство. Но это уже не наша история.

Источник