Спартак Андриешин: Есть ли смысл вкладывать средства в обучение персонала?
Отдел информации

Спартак Андриешин: Есть ли смысл вкладывать средства в обучение персонала?

Многие предприниматели задаются вопросом про эффективность вложения средств в обучение персонала организации. Есть ли вообще смысл вкладываться в проведение обучающих курсов и тренингов? Насколько обучение от тренинговой компании может быть эффективно? Ответить на эти и другие вопросы наши репортеры попросили известного предпринимателя и эксперта Спартака Андриешина о том, какие есть минусы и плюсы корпоративного обучения и стоит ли вообще руководителям инвестировать в персонал организации.

Справка: Спартак Сергеевич Андриешин - бизнес-консультант, эксперт в переговорах и построении систем продаж. Провел свыше 1000 бизнес-тренингов для персонала различных компаний России и Европы. Консультирует собственников бизнеса и владеет тренинг-центром "Московская Академия Продаж".

Куда инвестировать – в себя или в сотрудников?

Спартак Андриешин: В наши дни любой желающий может буквально за один день получить больше информации чем лет 200 назад самый образованный человек мог получить за десятки лет. Порой, полученных в учебном заведении знаний бывает недостаточно, и человеку приходиться обратиться к услугам дополнительного образования. Получение новый для себя умений в определенной области или повышение квалификации сотрудников определенной организации называется корпоративное обучение персонала. В настоящее время попросту нет такой сферы деятельности, в которой не требовалось бы периодически пополнять свои знания и приобретать новые.

Какие есть виды обучения сотрудников и в чем разница?

Существует два основных вида обучения, которое выделяется на основании непосредственной вовлеченности сотрудника, а именно:

  • Активное (лекции, видеоуроки, информационные семинары)
  • Пассивное (практическая стажировка, тренинги)

Выбирать необходимую форму обучения следует на основе поставленных перед самим обучением целей. Само обучение может проводиться в различных формах:

  • Непосредственный инструктаж
  • Практическая стажировка
  • Очное обучение
  • Лекционное обучение
  • Семинарские занятия
  • Ротация
  • Тренинг
  • Дистанционные курсы для персонала

Как же все-таки проводить корпоративное обучение персонала?

Наверняка многие работодатели задавались подобным вопросом. Так вот, опираясь на большой практический опыт в проведении корпоративных семинаров и курсов, можно сделать вывод о том, что средняя эффективность обучения сотрудников в сторонней тренинговой компании примерно в половину лучше чем при обучении в собственной компании. Это происходит из-за того, что персонал часто не готов воспринимать своего непосредственного руководителя, как наставника и учителя. Приглашая стороннего бизнес-тренера, сотрудники лучше и внимательнее воспринимают информацию от него. Работники хотят перенимать "экспертность" от знающего практика и лучше впитывают новые знания.

Обучение персонала сегодня необходимость или просто трата бюджета?

Необходимость корпоративного обучения полностью доказана различными исследованиями. Обычно крупные компании не жалеют средств, чтобы заказать бизнес тренинг, ведь сотрудники имеющие высокую квалификацию намного качественнее выполняют свою работу. Компания имеет большое количество возможностей для проведения обучения сотрудников. Она может делать это используя собственные ресурсы, либо же привлекая стороннюю организацию. Несмотря на наличие большого количества плюсов, оно несет для работодателя большую ответственность и определенные риски, связанные с перспективой возможного увольнения обученных сотрудников. Стабильно возрастает популярность интерактивного онлайн обучения. Оно открывает новые возможности и значительно упрощает процесс получения знаний. Например, работодатель может выбрать обучение для менеджеров компании, которое они смогут пройти, не сильно отрываясь от рабочего процесса.

Какие есть плюсы корпоративного обучения персонала?

Отвечу в нескольких пунктах. Первое это то, что более квалифицированный сотрудник увереннее выполняет поставленные задачи, что значительно повышает уровень его эффективности. Это положительно отражается на самой компании в целом. Так в 2020 году компания РосСтат совместно с Head Hunter провели независимое исследование, которое показало, что компании в России, увеличивающие свои расходы на обучение сотрудников на 10% повышают свою производительность на 20%. Второе - это увеличение уровня лояльности сотрудников. Доказано, что совместное посещение занятий и семинаров значительно улучшает атмосферу в коллективе. Так, согласно исследованиям, проведенным среди российских работодателей, увеличение уровня лояльности сотрудника на единицу, в дальнейшем приводит к увеличению лояльности клиента за счет улучшения обслуживания, что непременно ведет к увеличению прибыли.

Как правильно проводить бизнес-тренинг смотрите в видео:

А какие же есть тогда минусы инвестиций в обучение работников?

У каждой медали есть две стороны, так и данном случае, несмотря на, казалось бы, все неоспоримые плюсы корпоративного обучения, без минусов тут тоже не обходится. Необходимо понимать, что приобретенные знания — это как правило работа на перспективу, в случае с работой в той или иной компании неясно, на какой срок сотрудник планирует связать свою судьбу с этой организацией.

1.Опасения руководителя. Простое опасение, каждый руководитель понимает, что сотрудник, повысив свою квалификацию может просто уйти в другую организацию, предложившую ему более выгодные условия. Именно поэтому очень часто в случае прохождения работников обучения, оплачиваемого организацией, заключаются разного уровня договоры и подписываются соглашения. Например, после обучения отработать определённое количество времени, либо же в случае ухода частично возместить стоимость обучения. Подобная практика в современных реалиях совсем не редкость.

2.Недоверие персонала. Для плодотворной учебы, человек должен иметь мотивацию либо интерес, а еще лучше все вместе. Обучение же ради того, чтобы просто обучится вряд ли кого-то серьезно заинтересует. Обычно должным стимулом выступает дальнейшее повышение в должности, увеличение оплаты труда либо упрощение текущей работы.

3.Излишнее образование также вредоносно, как и его отсутствие. Каждая компания должна найти грань между обучением и работой, ведь если работник постоянно обучается, то, когда же ему работать, а уж тем более приносить результат. В таком случае получение им новых навыков становится бесполезным занятием ведь он все равно не в состоянии применить их на практике должным образом. И каким бы талантливым не был ученик, каким бы профессионалом не был бизнес-коуч, все полученные знания без практического применения попросту будут бесполезны.

А что вы скажете про онлайн тренинги?

Для более экономных организаций существует вариант с проведением для сотрудников онлайн- курсов или семинаров на интересующею тематику. Огромное количество тренинговых компаний имеют электронные площадки для обучения. Возможен также вариант привлечение собственных информационных ресурсов. Ведь каждая организация это обильный комплекс бизнес-процессов и вот если для каждого подобного процесса нужно пройти обучающий курс, то можно сделать видео запись и давать доступ сотруднику. Например, компания МТС имеет в своем распоряжении обильное хранилище спец материалов, которое включает в себя около 70-ти очных занятий и порядка 150-ти электронных вебинаров.

Есть ли смысл работникам повышать свою компетенцию?

Самым важным критерием необходимости "прокачки знаний" для наемных работников является стимул получения новых знаний для продвижения по карьерной лестнице или желание получить конкурентное преимущество при приглашении на работу. Зачастую организация в своих вакансиях добавляет пункт о корпоративном обучении. Специалисты компании "Московская Академия Продаж" провели исследование образовательных услуг на рынке труда за 2019-2020 года и получили результаты, что более половины всех соискателей уверены в необходимости пройти дополнительное обучение по своей специфике работы.


С чего начать подготовку к обучению менеджеров?

Если вы решили привлечь стороннюю организацию для обучения персонала, то вот несколько моментов на которые вам нужно обратить внимание:

  • изучите подробно программу тренинга
  • посмотрите отзывы заказчиков
  • сравните бюджет
  • определите длительность

Определившись с тренинговой организацией, приглашаете в свою компанию бизнес-тренера. Он познакомится с коллективом и будет в курсе всех корпоративных особенностей вашего предприятия, поэтому он сможет разработать и реализовать наиболее подходящий вариант обучения для каждого из сотрудников.

Благодарим Вас, Спартак Сергеевич за общение и ответы!