Анкара пригрозила США военным статусом
Борис Джерелиевский

Анкара пригрозила США военным статусом

Министр обороны объявил Турцию «хозяйкой» Ближнего Востока

Глава турецкого военного ведомства Хулуси Акар прокомментировал санкции США. В его выступлении прозвучали неприкрытые угрозы в адрес своего союзника и еще недавно синьора.

Ранее, 14 декабря, госсекретарь США Майк Помпео объявил, что США вводят санкции в отношении руководства Управления оборонной промышленности Турции, включая его директора Исмаила Демира, за нежелание Анкары отказаться от приобретения российских ЗРК С-400. В соответствии с этим решением управлению запрещено получать кредиты от американских и международных финансовых институтов. Кроме того, санкции ограничивают использование турецкой военной продукции, созданной с компонентами производства США, закрывают визы и замораживают финансовые вклады руководства управления.

17 декабря глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу охарактеризовал действия американцев, как неправильные «с юридической и политической точки зрения», посягающие «на суверенные права Турции», и подтвердил, что Анкара не откажется от активации закупленных у России ЗРК. Теперь пришло время и военного министра давать отповедь Помпео. И он был не столь дипломатичен, как шеф внешнеполитического ведомства. Выступая 22 декабря на военно-морской базе «Аксаз» в провинции Мугла, Хулуси Акар заявил, что приобретение российских ЗРК полностью отвечает национальным интересам Турции в вопросах национальной безопасности, которыми она не станет поступаться в угоду кому бы то ни было. Поэтому, отметил министр, в соответствии с планом действий, установленным Турцией и Россией, проводится проверка и контроль систем С-400 перед их постановкой на боевое дежурство.

А вот американские санкции негативно скажутся на сотрудничестве Турции с США и НАТО, сообщил Акар. Он призвал Вашингтон пересмотреть принятое решение «как с военной, так и с политической точек зрения», поскольку оно «не подходит отношениям двух союзников».

Пока же, Акар расценил американские действия, как крайне опрометчивые, и не соответствующие геополитическим реалиям сегодняшнего дня. В Вашингтоне, по его мнению, должны понимать тот статус, который имеет Турция и ее вооруженные силы на Ближнем Востоке. А он таков, что «ни один субъект не может ничего сделать в регионе, действуя без, или против турецких вооружённых сил». То есть, турецкий министр открытым текстом заявил Вашингтону, что если он и дальше будут подобным образом вести себя в отношении Турции, то американцы могут забыть о своих интересах на Ближнем Востоке, поскольку Анкара не позволит их реализовать.

Риторика в американо-турецком «диалоге» становится все более жесткой. Ранее Анкара, не позволяла себе в таком тоне общаться гегемоном, пусть и дряхлеющим.

Примечательно, что совсем недавно, в разгар боевых действий в Закавказье, Турция была куда более аккуратна в отношении США. Тогда даже некоторые эксперты усмотрели в этом признаки «потепления» между двумя странами. Не удивительно, ведь Турция пытается занять лидирующие позиции на Кавказе и ослабить роль России в регионе вполне вписывалась в планы США по борьбе с РФ.

Однако война в Карабахе была остановлена, (или, возможно, приостановлена) неожиданным для многих образом, в том числе, и благодаря неким российско-турецким соглашениям, которые не озвучивались. Так ожидаемого на Западе столкновения России и Турции не состоялось, намеченный кризис в их отношениях был преодолен, Москве и Анкаре в очередной раз удалось договориться.

Понятно, что в Вашингтоне и в Брюсселе были разочарованы и возмущены. Однако нынешний «наезд» Помпео, под занавес президентства Трампа связан не с этим. Ни ему, ни его шефу уже нет дела до «проблемы С-400», по всей вероятности, неразрешимой для Белого дома. Так для чего же были нужны эти санкции? Чтобы не дать Байдену возможность начать отношения с Турцией, действительно критически важные для США, с чистого листа. Впрочем, чистота листа в любом случае довольно условна — Байден входил в команду Обамы, пытавшегося сместить Эрдогана с помощью переворота. Кроме того, он уже успел заявить, что поддержка курдов является одним из главных приоритетов США в регионе. Теперь команде Байдена придется отменять или усиливать санкции, и как-то реагировать на дерзкие заявления турецких министров.

Похоже, что Трамп решил оставить своем преемнику как можно больше таких политических тупиков. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что подрывать внешнеполитические позиции США во внутренней конкурентной борьбе первыми начали демократы.

Как бы то ни было, но особых оснований ожидать успешную перезагрузку отношений США и Турции пока что не приходится. И это не может не радовать. Поскольку дружба Турции с кем либо — всегда против России.