Ковровые бомбы на ливанских детей
Петр Иваченко

Ковровые бомбы на ливанских детей

Россию пытаются втянуть в спецоперацию по оправданию фактической аннексии части ливанской территории

Одной из самых обсуждаемых тем в отечественных СМИ минувшей недели стала перспектива направления российского воинского контингента в состав миротворческих сил ООН в Ливан. Эти сообщения вызвали довольно бурную дискуссию в обществе на предмет целесообразности этого самого участия россиян в миротворческом процессе. После того, как стало очевидным, что всенародной поддержки отправки наших солдат не предвидится, российские официальные лица один за другим стали заявлять, что такой вопрос на повестке дня не стоит. Так, Сергей Миронов заявил, что Совет Федерации готов одобрить отправку миротворцев, но вскоре поспешил заверить, что пока не видит необходимости участия наших бойцов в этой операции. С подобным заявлением выступил и министр обороны Сергей Иванов.

По мнению аналитиков, это было ни что иное, как целенаправленный «сброс» информации, с целью выяснить отношение российского общества к данному мероприятию, а, возможно, и подготовить общественное мнение к отправке. Причем, как утверждают некоторые эксперты, последние заявления высоких должностных лиц вовсе не означают, что отправка не состоится. Вполне вероятно, что при определенных обстоятельствах российские миротворцы все же могут быть посланы на Ближний Восток.

Следует отметить, что и в других странах отношение общества к миротворческой операции в Ливане не однозначное. Дело не в том, что кто-то сомневается в том, что кровопролитие на Ближнем Востоке должно быть прекращено. Эксперты и политики, а также большая часть обычных граждан в странах Европы и Азии не уверены в том, что план, предложенный ООН является адекватным и правомерным способом решения проблемы. Поскольку существуют факты - Израиль совершил агрессию против суверенного государства. Одной из целей этой агрессии является фактическая аннексия части его территории под предлогом создания «зон безопасности». В аналогичной ситуации, когда Ирак напал на Кувейт, ООН приняла совсем иную резолюцию. А израильские войска напали на суверенную страну, члена ООН, между прочим, разрушили всю ее инфраструктуру, вызвали гуманитарную катастрофу. Но вместо того, чтобы принять меры для обуздания, и, пожалуй, наказания агрессора, Организация Объединенных наций фактически уравнивает жертву нападения и напавшего. Как если бы на человека, напали бы, избили, отняли бумажник, а приехавшие по вызову стражи порядка, предложили бы сторонам заключить перемирие. Куда логичнее в такой ситуации был бы ультиматум агрессору, и в случае необходимости – силовые действия, чтобы добиться его выполнения.

Ссылки Израиля на «терроризм» «Хизбаллы» звучат не слишком убедительно, тем более что, по некоторым данным, виновниками инцидента, ставшего предлогом для вторжения в Ливан были сами израильские военные. Израильский публицист Исраэль Шамир пишет: «Хизбалла» хочет убить тысячи еврейских детей», - такую линию защиты предложил министр Герцог: «Их «Катюши» угрожают еврейским детским садам» То есть: мы убили с полсотни, но они-то хотели убить тысячи…

…Так убийца обычно проецирует на свою жертву желание убить, вор приписывает обокраденному им человеку желание его обокрасть. Израиль проецирует на своих противников свои действия и пожелания: так, израильтяне убивают ливанских и палестинских детей и вообще мирных жителей, но приписывают свои мотивы …воинам «Хизбаллы», которых в этом не обвинишь. Ведь дело не в декларациях, а в фактах. Из семисот ливанцев, убитых евреями, дети составляют около половины, что примерно соответствует их удельному весу в общем населении страны. Это показывает, что израильская авиация и артиллерия убивает ливанцев без разбора».

В этой связи любопытен один факт: В конце июля, после гибели в Канне мирных жителей, включая детей, Совет раввинов поселений Иудеи и Самарии обнародовал заявление, в котором отмечалось: «Согласно Галахе во время военных действий такой категории как «невинные граждане» в применении к врагу вообще не существует. Все ведущиеся сейчас рассуждения о «недопустимости ударов по мирному населению» имеют своим источником не иудейскую, а христианскую мораль. Подобные разговоры только ослабляют армию и боевой дух народа». Так что же тогда является терроризмом? Небезинтересен в этом плане отчет международной организации Amnesty International, касающийся действий еврейского государства в Южном Ливане. «Несмотря на удары «Хизбаллы» по мирному населению в Израиле, разрушение ливанской инфраструктуры и удары по ливанскому населению – неоправданны», - говорится в отчете организации. По словам правозащитников, Израиль осознанно уничтожал инфраструктуру страны (дома, больницы, продовольственные магазины, электростанции, объекты водоснабжения и другие гражданские объекты), чтобы достичь военных целей. Согласно отчету, ВВС Израиля несли около 7 тысяч ударов по целям в Ливане. В ходе войны погибли 1 тыс. 183 жителя Ливана, треть из которых дети. Около 4 тысяч человек получили ранения. Правозащитники заявляют также, что 970 тысяч ливанцев стали беженцами, примерно половина из них провела дни войны на открытой местности в районе Бейрута. Совокупный ущерб, нанесенный Ливану, Amnesty International оценила в 3,5 миллиарда долларов: 2 миллиарда - стоимость разрушенного жилья и 1,5 миллиарда - цена поврежденных объектов инфраструктуры.

«Высказывания главы Генштаба и других командующих в израильской армии говорят о том, что Израиль с помощью разрушения жилых построек и гражданской инфраструктуры пытался оказать давление на правительство Ливана, что бы оно в свою очередь повлияло на «Хизбаллу». «Тот факт, что боевики «Хизбаллы» тайно напали и похитили граждан Израиля, не может служить оправданием ущерба, нанесенного «Цахалом» инфраструктуре Ливана, а также здоровью и жизни граждан страны. «Такая политика нарушает международные правовые нормы и не является этичной», - подытоживают составители отчета.

Следует отметить, что юг Ливана сегодня практически неподконтролен правительству страны. Если бы оно было в состоянии, то установило бы контроль над этими территориями и без израильских «понуждений». Так, что бомбежки районов, населенных по преимуществу ливанцами, принадлежащими к различным христианским конфессиям, не имеют никакого отношения к войне с «Хизбаллой». С таким же успехом можно бомбить Тбилиси, чтобы Грузия установила контроль над Южной Осетией. И в Тель-Авиве этого не понимать не могут, и, следовательно, удары по Ливану имеют цели, отличные от тех, которые декларируют Израиль. Внутренняя ситуация в Ливане крайне сложная, что является результатом многолетней гражданской войны, к которой Израиль, между прочим, также приложил свою руку. И неподконтрольность Бейруту южной части страны – плата за хрупкий мир, наконец установившийся на многострадальной ливанской земле. И надо признаться, что терроризм «Хизбаллы» довольно странный. Залпы «Катюш» исламистов столь неэффективны, что неизбежно возникает ощущение, что единственная их цель дать Израилю повод и моральное основание для ударов по Ливану. Если учесть ту роль, которую сыграли израильские спецслужбы в создании исламистских движений на Ближнем Востоке, эта мысль выглядит не так уж и фантастично. И сегодня есть немало террористических групп, которые и Моссад и Шин Бет используют и «в темную», и открыто. Зачем? Целей много. Еще во времена средневековых гетто вожди кагала активно использовали образ внешнего врага, для того чтобы держать в повиновении всю массу еврейства. Свой имидж «жертвы терроризма» власти Израиля с успехом используют не только для этого, но и для захвата соседних территорий, уничтожения своих противников по всему миру, для «выдаивания» еврейских диаспор, оправдания дискриминации национальных и религиозных меньшинств в своей стране, а так же для решения массы других подобных задач. Но события в Южном Ливане внесли некоторые коррективы в планы Тель-Авива. В результате ожесточенного сопротивления боевиков «Хизбаллы» наступление израильской армии захлебнулось. И ввод миротворцев стал бы лучшим выходом для Израиля из возникшей для него неприятной ситуации. С помощью «голубых касок» он постарается не только спасти лицо и легитимизировать свою агрессию, но и добиться решения таких задач, как отторжение ливанских земель и ликвидация «Хизбаллы». Поэтому вопрос о том, насколько отправка наших солдат в Ливан отвечает интересам России, выглядит праздным.

Те, кто являются сторонниками отправки наших солдат в Ливан, уверяют, что это сможет поднять престиж России, как в исламском, так и в остальном мире, а, кроме того, поможет «реабилитировать» себя в качестве миротворцев после обвинений Тбилиси и Кишинева в недобросовестности и неэффективности действий россиян в горячих точках постсоветского пространства. В качестве подтверждения первого посыла ссылаются на просьбу главы МИДа Саудовской Аравии Сауда прислать Россию в Ливан солдат миротворцев мусульманского вероисповедания. Думаю, что в качестве встречной инициативы можно было бы попросить принца не присылать больше в Россию боевиков террористов и проповедников ваххабизма, а также прекратить через «частные фонды» финансировать «джихад» на Северном Кавказе и распространение «чистого ислама» на территории нашей страны. А если серьезно, то ассоциировать проамериканские и произраильские режимы некоторых стран Ближнего Востока с «исламским миром» - большая ошибка. Недаром израильская газета «Едиот ахронт» так оценила отношение властей Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Египта к происходящему в Ливане: «…консервативные арабские правительства молчаливо одобряют действия наших войск». Что же касается «престижа» и «реабилитации», то участие наших войск в крайне неоднозначной операции с непонятным исходом нисколько не повысит статуса нашей страны в глазах мировой общественности. Примечательно, что уже сейчас представители израильского командования заявили, что второй этап боевых действий между Израилем и Ливаном может начаться в ближайшие месяцы или даже недели. Поводом для возобновления военных действий могут стать поставки оружия для «Хизбаллы» со стороны Ирана и Сирии. Для чего будет достаточно традиционного голословного и бездоказательного заявления израильских властей, о якобы имеющихся фактах таких поставок.

По словам высокопоставленного израильского военного, несмотря на то, что резолюция Совета Безопасности ООН предполагает запрет на поставки оружия ливанским боевикам, выполнение этого запрета никак не обеспечивается. Собеседник израильского издания «Харец» сообщил, что с началом перемирия Иран и Сирия стали еще более активно пытаться обеспечить «Хизбаллу» оружием, и добавил, что Армии обороны Израиля придется вмешаться в случае беспрепятственного продолжения поставок. Представитель командования уточнил, что ВВС Израиля будут вынуждены атаковать грузовики, перемещающиеся из Сирии в Ливан, если станет известно, что они перевозят оружие. Подобные действия способны спровоцировать новые обстрелы северного Израиля ракетами.

Это заявление, которое не было дезавуировано руководством министерства обороны и страны, можно рассматривать как однозначную угрозу тем, кто взял на себя обязательство обеспечивать режим прекращения огня – ООН. По сути дела, это ультиматум Организации Объединенных наций со стороны израильского командования: или вы обеспечиваете блокаду Ливана, разоружение «Хизбаллы» и нейтрализацию ее лидеров, или мы плевать на вас хотели, и вновь начнем бомбежки ливанских городов и деревень. И оказаться в компании тех, кого Израиль шантажирует, право дело, честь сомнительная.

Добавлю, что во всей этой интриге с отправкой «голубых касок» из России не обошлось и без курьеза. Лишь только зазвучали сообщение о возможном участии россиян в миротворческой операции, руководство Чечни поспешило заявить о своей готовности направить на Ближний Восток своих земляков. «Чеченские военнослужащие готовы выполнить роль миротворцев в Ливане», - так глава республиканского правительства Рамзан Кадыров прокомментировал появившиеся в СМИ сообщения о возможной отправке на Ближний Восток миротворцев-мусульман. Воистину, «куда конь с копытом, туда и рак с клешней». При этом господин Кадыров великодушно заметил, что окончательное решение, безусловно, должен принимать президент России. В то же время он уверен, что военнослужащие батальонов «Восток» и «Запад» безоговорочно выполнят задачу по установлению мира в зоне конфликта. Пикантности этой ситуации добавляет тот факт, что батальоны «Восток» и «Запад» подчинены ГРУ Генштаба России, и потому остаются последними силами в Чечне, неподконтрольными всесильному чеченскому премьеру. Тем более что их командиры Какиев и Ямадаев считаются оппозиционно настроенными по отношению к Рамзану Кадырову, считаются «федералами».