Брошенные и забытые
Олег Криворотов

Брошенные и забытые

В СИЗО ЛДНР сотни добровольцев-россиян ждут помощи от РФ

Неделю назад активистка ОД «Луганская гвардия» Анастасия Пятерикова на своей странице в соцсети опубликовала письмо президенту России от матери гражданина РФ Александра Кука, приехавшего в 2014 г. защищать русский выбор Донбасса. Это крик о помощи, в котором отчаявшаяся мать просит Владимира Путина положить конец правовому беспределу правоохранителей ЛНР в отношении своего сына.

И это не глас вопиющего в пустыне, ведь не секрет, что в местах заключения ЛДНР находятся сотни граждан России, принимавших участие в боевых действиях на Донбассе. Конечно, далеко не все из них ангелы, и некоторые заслуженно отбывают свой срок. Однако есть категория лиц, в отношении которых следственные действия длятся уже по нескольку лет, причем в нарушение всех процессуальных норм, и все это время человек находится в СИЗО.

Я не буду касаться условий содержания и злоупотреблений судебно-исполнительной системы ЛДНР. Настораживает иное – реакция официального Кремля на факты содержания под стражей граждан РФ на территории непризнанных республик, а вернее – ее отсутствие.

Российский МИД и аппарат уполномоченного по правам человека неоднократно поднимали тему условий содержания своих граждан в застенках Украины и оказывали им реальную помощь. Москалькова в 2016 году даже посетила в СИЗО города Николаев двух похищенных российских военнослужащих. Конечно, подобный факт достоин уважения и всяческих похвал.

Но назревает простой вопрос – а что им мешает сделать то же самое в отношении ЛДНР? Хотя бы выразить озабоченность, учитывая, что канцелярии МИД и омбудсмена завалены обращениями россиян, попавших в жернова пенитенциарной системы молодых республик Донбасса, а также их родственников. В ответ приходят в лучшем случае отписки, мол, непризнанный статус, дипломатических отношений с ними нет, поэтому помочь ничем не можем. Де-юре – это территория Украины, потому «обращайтесь в ближайшее консульство РФ», которое находится в Харькове.

Правда, непонятно, что мешает открыть представительство МИД России на территориях ЛДНР по примеру Приднестровья, где в 2013 году создан пункт выездного консульского обслуживания. Даже с учетом формально подхода выездной пункт консульского представительстваРоссии можно открыть вблизи границы. Все зависит от воли руководства. Но ее почему-то нет, иначе невозможно объяснить, почему российские чиновники отказывают своим гражданам в помощи государства, нарушая тем самым конституционные права. Не интересуются их здоровьем, условиями содержания. Не требуют экстрадиции и т.д. Более того, у них нет даже полного списка граждан РФ, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы непризнанных республик.

Также почему-то обходят эту тему стороной представители одной известной организации ветеранов боевых действий на Донбассе, не раз срывавшие попытки выдачи бывших ополченцев с территории РФ на расправу украинским силовикам.

Им в унисон известную позу страуса заняли СМИ. Создается впечатление искусственной информационной завесы в отношении русских добровольцев, находящихся в СИЗО и лагерях ЛДНР.

У родственников на территории России порой нет финансовой возможности приехать в ЛДНР, не говоря о том, чтобы нанять квалифицированного адвоката. В итоге человек оказывается один на один с отточенным механизмом правоохранительной системы, что зачастую приводит к различным злоупотреблениям.

В СИЗО и тюрьмах ЛДНР сейчас находится цвет русской нации, не побоявшиеся взять в руки оружие пассионарии, благодаря которым эти республики состоялись. Я не беру отпетых уголовников, приехавших на Донбасс лишь с целью наживы. Но многие не признают предъявляемых обвинений и по нескольку лет ждут объективного рассмотрения своих дел, прозябая в камерах СИЗО.

Неужели они заслуживают такого отношения – быть забытыми и брошенными своей страной, за которую проливали кровь?

*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Источник