«Не нарубишь – не поедешь»
Ирина Антонова

«Не нарубишь – не поедешь»

Зачем украинские проводники поездов дальнего следования заготавливают дрова

Украинские железнодорожные составы уже давно являются излюбленной темой для анекдотов. А после того, как в Сети стало гулять видео, на котором проводник на перроне Одесского вокзала рубит дрова, видимо, с целью протопить вагон, общественность Незалежной лишний раз убедилась, что в каждой шутке лишь доля шутки.

«Вот он – 21 век в Украине. Не нарубишь – не поедешь», — написал автор видео. И в ответ получил массу разнообразных комментариев на тему космических заплат руководства «Укрзализници» («Украинских железных дорог») и членов наблюдательного совета госкомпании, не забыли пошутить и про процесс реструктуризации, который идет полным ходом.

Однако шутки шутками, а поездки в железнодорожных составах по украинским просторам действительно сродни тому, что прокатиться в музее по рельсам. Вы думаете, топка углем и дровами канула в лету? Ан, нет.

«Электричеством отапливаются вагоны, если состав тянет электровоз. В локомотиве 3 тысяч вольт и там есть подключение для отопления вагонов. Так что в вагонах всегда тепло, и никаких проблем с этим нет. Но электротяга у нас есть не на всех участках. Там, где состав тянет тепловоз, идет отопление твердым топливом, в основном, углем. Уголь выдают плохого качества. Если говорить прямо — уголь никуда не годится. Для розжига рундук (специальная емкость для угля в вагонах) комплектуют еще и дровами. На видео, очевидно, попал как раз такой случай — дрова не всегда кондиционные, иногда нужно наколоть поменьше, чтобы было удобнее разжигать. Дровами, кстати, проводники также протапливают вагоны на отстое. Так что ничего сенсационного в видео нет — это обычная жизнь железнодорожников», — цитирует «Страна» представителя профсоюзного руководства железнодорожников Александра Скибу.

Подобные откровения о том, что поезда до сих пор топят по старинке, стали шоком для многих украинцев. Тот еще удар по самолюбию граждан страны, пытающейся всеми правдами и неправдами войти в «продвинутые» Евросоюз и НАТО. А, между тем, неэлектрифицированных участков железной дороги, где приходится использовать уголь и дрова, на Украине не мало. К примеру, из 19 тыс. километров железнодорожной сети электрифицировано только 9,5 тыс. Убедительные цифры!

Однако хуже всего, что уже в следующем году даже уголь и дрова не смогут помочь украинским поездам, потому что их попросту не будет. Дело в том, что «Укрзализниця» опоздала с тендером на уголь, и на горизонте маячит дефицит топлива. А это грандиозный коллапс, который грозит срывом железнодорожных перевозок по стране. Как тут не понять немцев, которые в прошлом году не собрались с духом взять в управление «Укрзализныцу», хотя Киев преподносил им такой подарок на блюдечке, организовав распродажу стратегических объектов. Себе дороже связываться с безответственными украинцами, решили в Германии и заявили, что готовы предоставлять только консультационную и техническую помощь. Разум победил жадность, что в данном случае и неудивительно.

Еще в 2018 году в Сети пользователи прощались с украинскими железнодорожными составами, которые «доживают последние времена». Хотя, как показывает практика, второе дыхание доисторических поездов немного затянулось, и украинская железнодорожная отрасль, которая давно разлагается на составные части, худо-бедно функционирует, хотя и не без помощи дров и угля. Но и это ненадолго. «Укрзализныця» фактически ничего не делает для улучшения железнодорожной инфраструктуры страны, ее модернизации, поэтому и ситуация в отрасли близка к критической. Местные железнодорожники пользуются преимущественно советским наследием. Подавляющее количество поездов возрастом от 30 до 53 лет давно подлежит утилизации, а общий показатель износа превышает 90%. Наконец, Украину впору вносить в Книгу рекордов Гиннесса, учитывая стремительный рост числа аварий, связанных с неудовлетворительным содержанием железнодорожных путей. Известно, что в настоящее время одна треть путей требует полной реконструкции, остальные изношены более чем наполовину. Но и это еще не все «достижения» отрасли: средняя скорость поезда в Украине составляет 58,2 км/ч, а на некоторых участках приходится ехать со скоростью 20-30 км/ч. При этом госкомпания не стесняется поднимать тарифы на перевозки, чтобы получать дополнительные средства на мифический ремонт и обновление инфраструктуры. По мнению экспертов, если дело и дальше так пойдет, то уже к 2025 году украинская железная дорога просто прикажет долго жить.

Впрочем, на сложившуюся ситуацию можно посмотреть и с другой точки зрения. А вдруг случится глобальная катастрофа с электроснабжением в мире, тогда на коне будут именно прозорливые украинцы, которые, сохраняя раритеты, оставляют шанс на прогресс и в апокалиптические времена.

Источник