Сергей Спиридонов

Почему в Красноярске прячут тела детей

Или кто стоит за чудовищным преступлением против рода человеческого




В СМИ появилось сообщение, что родители пятерых красноярских школьников, убитых в апреле 2005 года, добиваясь выдачи останков своих детей, объявили голодовку. Папы и мамы погибших доведены до отчаянья тем, что останки детей до сих пор им не выданы, а также неоднократным переносом сроков ознакомления с результатами экспертиз, призванными установить принадлежность останков. Родители разбили палаточный лагерь у коллектора в Ленинском районе города, где были найдены тела. Родственники решили не прекращать акцию даже на время встречи с представителем прокуратуры.

Как известно, пятеро мальчиков в возрасте10-12 лет пропали в Ленинском районе Красноярска в апреле прошлого года. Почти через три недели – 8 мая в коллекторе недалеко от домов, где проживали пропавшие, нашли пять обгоревших тел. Почти сразу же после этой страшной находки, начали происходить крайние странности. Так, вскоре выяснилось, что коллектор, где были обнаружены останки, чуть ли не накануне осматривали представители правоохранительных органов, и ничего там обнаружено не было. Так, папа погибшего Саши Лавренова сообщил, что в последний раз был на этом месте три дня назад в сопровождении двух милиционеров с собаками. Облазили все, но ничего не обнаружили. Тем не менее, главное управление уголовного розыска с удивительной настойчивостью озвучивало версию, согласно которой смерть детей произошла в результате пожара в коллекторе, из-за неосторожного обращения с огнем. Это нелепое утверждение продолжало звучать даже после того, как заместитель Генпрокурора России однозначно заявил, что это убийство. При этом заместитель Генерального прокурора России Владимир Колесников сказал буквально следующее: «Мы сделаем все возможное, чтобы разыскать преступника. Причина гибели детей – убийство, у меня нет никаких сомнений в этом». Но милицейская версия выглядела несколько иначе. «Проведена судебно-медицинская экспертиза обнаруженных детских останков. По предварительным данным, дети погибли естественной смертью, никаких признаков примененного к ним насилия не зафиксировано», - заявил в те дни пресс-секретарь Департамента уголовного розыска (ДепУР) МВД России Денис Струков. Незадачливого сотрудника, «осмелившегося» спорить с замом Генпрокурора (несомненно он озвучивал не собственную версию, а то что ему было приказано) сделали «крайним», изгнав из главка.

Но на этом страшная история не закончилась. Затем произошло следующее: бомж Валерий рассказал по одному из каналов красноярского ТВ, «что сожженные тела детей он видел накануне на свалке» неподалеку от коллектора со следами удушения, и их еще можно было бы опознать. Валерий подтвердил это родственникам детей, а вскоре сам …бесследно исчез.

«Нас не пустили на место, на этот пустырь, выставили двойное оцепление. Но мы знаем, что там был свидетель - один местный пьянчужка, который помогал вытаскивать и грузить найденные тела. Он был не очень пьян. Он был вменяемый абсолютно, и приехавший самым первым местный канал даже заснял его. Он рассказал, что тела были не обгоревшие и на них были явные следы удушения. Многие видели, что из коллектора доставали одежду. А теперь говорят, что все было сожжено, что там был один прах и нужны экспертизы. Но ведь прокуратура сообщила, что нашли цепочку от брелка, от ключей. Почему нам не показали ее? С нами никто не разговаривает. Нас не пустили на место обнаружения тел, а когда мы пытались попасть в морг - его опечатали и никого не пустили. Милиция, ГУВД все старается списать на несчастный случай, они не хотят расследовать это дело», - рассказал отец одного из погибших Евгений Тауманов.

Другим свидетельством, исключающим версию гибели детей от пожара, стало заявление начальника караула одной из красноярских пожарных частей, который сообщил: «Милиция быстро убрала главное доказательство убийства – поддон из-под кирпичей, которым был прикрыт люк, и автомобильную шину, которая была привалена сверху. Поддон тяжелый, на нем следы гари. Вы хотите сказать, что дети сами люк прикрыли?.. Я видел много сгоревших людей – даже если дом превратится в пепел, мы находим обгоревшие мумии, но не куски, которые обнаружили в колодце».

То, что останки принадлежат именно пропавшим детям, эксперты установила достаточно быстро. В Красноярском бюро СМЭ провели экспертизу, а заведующий отделением генетических исследований Российского центра СМЭ Минздрава РФ профессор Павел Леонидович Иванов консультировал красноярских коллег. Экспертное исследование было окончено 17 июня. С вероятностью 99,99% были установлены личности трех подростков – А. Лавренова, А. Мамедгасанова и М. Тауманова. С вероятностью 95% по фрагменту стопы были идентифицированы останки Димы Макарова – небольшое снижение степени достоверности связано с тем, что кровь для проведения исследования сдала только мать Димы, отца у него нет. Останков Сафара Алиева обнаружить не смогли.

Но потом последовало еще более страшное открытие. Экспертиза установила, что тела троих детей были полностью обескровлены (!), поскольку в них не был обнаружен ни карбоксигемоглобин, ни гемоглобин. Это подтвердили результаты судебно-химического исследования (акт № 856 от 12-13 мая 2005 года; акт № 857 от 13 мая 2005 года - т. 5, л.д. 223, копия 238; акт № 858 т. 5, л.д. 224, копия л.д. 244; акт № 859 т. 5, л.д. 225, копия л.д. 254; заключение эксперта № 425 т. 1, л.д. 74-81; т. 5, л.д. 226, копия 232). У Димы Макарова карбоксигемоглобин и гемоглобин был обнаружен только в крови, но не в мышечной ткани. То есть, он был тоже частично обескровлен. И тогда стало очевидно, что дети стали жертвами неких «вампиров», с какой-то целью откачавших кровь из тел убитых.

Примерно уже с начала лета 2005 года большинство СМИ перестает освещать ход расследования, несмотря на то, что красноярское убийство имело большой резонанс в обществе. Примечательно, что снижению интереса медиа-сообщества к этому преступлению предшествовали два заявления сделанных в конце мая. А. Брод («Московское бюро по правам человека»), А. Гербер (Фонд «Холокост») и В. Новицкий («Российская секция Международного Общества прав человека») потребовали от Генеральной прокуратуры возбудить против известного писателя Михаила Назарова, заявившего, что убийство детей носит ритуальный характер, уголовное дело по ст. 282 УК («возбуждение национальной вражды») – «деятельность М. Назарова и ему подобных радикалов, которые стравливают народы, прививают ненависть и агрессию, толкают к кровопролитиям». В то же время главный раввин А. Шаевич высказал неудовольствие СМИ привлекшим внимание к еврейской версии убийства, растиражировав на множестве сайтов и в печатных СМИ статью «Российский антисемит обвиняет евреев в гибели детей в Красноярске»: «Стоит задуматься и некоторым информационным агентствам, тиражирующим бредовые (в медицинском значении) фантазии… это в высшей степени безответственно».

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин обещал, что останки погибших красноярских школьников будут преданы родителям до 15 июня. Но это обещание выполнено не было. Это стало еще одной каплей цинизма властей в отношении измученных родственников. 28 июля 2005 года и.о. прокурора Красноярского края Юрий Антипов заявил, что останки погибших красноярских детей не отдадут родителям в пятницу, как было обещано, а отправят на экспертизу за границу, которую будет проводить Судебная научная служба при министерстве внутренних дел Британии: «Мы обратились в министерство внутренних дел Британии с официальным запросом об оказании правовой помощи. Они приняли все наши материалы, выразили удовлетворение их состоянием и обещают где-то к марту завершить все исследования», - сообщил сотрудник Генпрокуратуры РФ. Следует отметить, что ряд специалистов высказали серьезные сомнения в целесообразности этого решения, тем более что останки уже были идентифицированы.

Депутаты Законодательного собрания Красноярского края потребовали от прокуратуры вернуть для захоронения останки пятерых школьников. Председатель постоянной комиссии по законности и правопорядку Законодательного собрания Красноярского края Юрий Абакумов и группа депутатов направили письмо прокурору края с просьбой передать тела детей родителям, так как многочисленные экспертизы таинственной гибели подростков не дали никаких результатов. И продолжать мучить родителей, по мнению депутатов, просто бессмысленно. Пресс-секретарь Законодательного Собрания сообщил, что депутаты также попросили прокуратуру проинформировать их о ходе следствия и результатах расследования жестокого убийства, Часть депутатов уверена в том, что следователи тянут время умышленно, опасаясь говорить о жестоком убийстве. Депутат Олег Пащенко убежден, что результаты экспертиз давно известны, «но они такие ошеломляющие, что могут вызвать массовые волнения среди населения». «У нас три главных версии. Первая - несчастный случай, вторая - убийство, третья - ритуальное убийство. Мне звонили люди, которые специализируется на ритуальных убийствах, они говорили, очень многое напоминает ритуальное убийство, они приводили доказательства. Но нужно, чтобы доказательства привели правоохранительные органы», - подчеркнул депутат.

Интересы всех пятерых родителей убитых детей представляет 63-летний адвокат из города Краснообска Новосибирской области Владимир Соломатов, который взялся за дело по своей личной инициативе как православный человек. Сначала адвокату Соломатову и потерпевшим (родителям) дали для ознакомления только обобщающие заключения экспертов лишь с краткими, безосновательными ссылками на другие (около 10) экспертизы узких специалистов. Соломатов ходатайствовал об ознакомлении с точными актами всех экспертиз. В Красноярске ему в этом категорически отказали, после чего он подал жалобу в Москву на имя Генерального прокурора. Лишь два месяца спустя заместитель Генерального прокурора РФ в Сибирском федеральном округе Семученков разрешил Соломатову ознакомиться с экспертизами, поскольку адвокат имеет на это право согласно ст. 42 ч. 2 п. 11 УПК РФ.

12 апреля 2006 года адвокат Соломатов направил новое письмо Генеральному прокурору Устинову, утверждая, что такое поведение следствия – это «очередное укрытие от потерпевших экспертного материала. Глава 27 УПК РФ не предусматривает никаких «доработок». Зная, что следователь Чернусь обладает достаточно высокой квалификацией, я расценил его и Лисицина действия, как очередной шаг заинтересованных лиц в укрывательстве преступников. Чтобы не быть голословным, я ниже приведу факты из [имеющихся в деле] материалов экспертиз. Они не упоминаются следователем Чернусем нигде».

Вот эти факты:

1. В коллекторе были найдены останки не пятерых детей, а четверых – отсутствуют останки Сафара Алиева. Это опровергает версию о несчастном случае, на которой настаивают красноярские власти: ибо куда в таком случае исчез пятый ребенок, почему его тела не оказалось в коллекторе?

2. Версию о несчастном случае опровергает и неодинаковое состояние обнаруженных останков четверых детей. В постановлении комплексной биологической судебной экспертизы от 14 мая 2005 г. (т. 2, л.д. 95-96.) установлено наличие плесени в одном из трупов (Димы Макарова). Плесень была обнаружена только у него, ни на тканях других убитых детей, ни на конструкциях колодца – плесени не было. Это говорит о том, что до обнаружения 8 мая 2005 г. в коллекторе останков труп Димы Макарова находился отдельно от трех других в месте, где присутствовали специфические грибки-сапрофиты, живущие на кровяной среде наподобие скотобойни. По времени развития плесени установлено, что инфицирование трупа Димы Макарова произошло 17-19 апреля 2005 года (т. 5, л.д. 270, 272). (Заключение экспертов № 1 от 14-31 мая 2005 г., копии находятся в материалах дела: т. 2, л.д. 111-117 и т. 5, л.д. 267-274.).

То есть, Дима Макаров был убит до 23 апреля 2005 г. и до 8 мая находился в некоем помещении с кровяной средой (наподобие скотобойни), где инфицировался специфическими спорами грибков, образовавшими плесень. Отсутствие такой же плесени на других останках говорит о том, что они по каким-то причинам находились в другом месте и лишь позже были сброшены в коллектор вместе с трупом Димы Макарова незадолго до их обнаружения 8 мая, а потому не успели инфицироваться грибком, который распространяется очень быстро. «Если бы плесень была занесена даже на 2-3 дня ранее - останки других детей были бы покрыты плесенью (за 2-3 недели плесенью бы покрылась вся органика в этом колодце)».

Также адвокат Владимир Соломатов обращал внимание Генерального прокурора на то, что эти важнейшие данные экспертиз намеренно скрываются следователем Чернусем, и именно поэтому им «по сей день не сформулировано ни одной толковой следственной версии… Поэтому я… заявляю отвод следователю Чернусю. Требую создать другую следственную группу из лиц, не заинтересованных в укрывательстве преступников».

В пользу ритуальной версии происшедшего в апреле 2005 года преступления говорит и удивительное его сходство с самыми известными «ритуальными делами» прошлого, такими, как Саратовское, Вележское, убийство Андрея Ющинского.

События весны 2005 года, когда пятеро красноярских мальчиков сначала пропали, а потом отдельными частями были найдены в местном колодце, спустя более года, так и не расследованы. Все это порождает недоверие к властям и следственным органам. Высказываются предположения, что останки красноярских мальчиков отправлены в Англию не с целью проведения экспертизы (российская экспертиза дала 99%-ое подтверждение идентичности останков – куда еще выше?!), а с другой целью – потерять трупы где-нибудь по пути их следования, или подменить останки, дабы стереть следы отсутствия в трупах мальчиков крови.

И последнее. 28 марта 2006 года в Красноярске, через 6 суток после пропажи найдено тело 9-летнего школьника Сергея Малькова, пропавшего в Октябрьском районе. Как сообщил начальник Октябрьского РУВД Юрий Алтынов, тело ребенка было обнаружено в канализационном колодце на улице 3-я Байкитская. В колодце была вода, а сверху он был засыпан снегом. Родители опознали тело сына; при первичном обследовании оперативники не обнаружили на теле ребенка признаков насильственной смерти. Расследование вела прокуратура Октябрьского района, которая ранее возбудила уголовное дело по ст. 105 УК РФ (убийство). По мнению независимых экспертов, школьник не мог самостоятельно попасть в этот колодец - свод колодца закрыт сеткой из стальной проволоки. Расстояние между прутьями 3,5-5 сантиметров, диаметр сетки, которая накрывает колодец, около 40 сантиметров. Случайно упасть мальчик туда не мог. Самостоятельно забраться в колодец также весьма затруднительно - его глубина примерно 3 метра, а подручных материалов, с помощью чего это можно было бы сделать, например, веревки, по официальным данным, в колодце не нашли. Кроме того, сотрудники милиции сообщили, что колодец был присыпан снегом. Температура в колодце выше уличной, падающий накануне снег должен был подтаять, однако оперативники обнаружили на решетке плотный слой снега. По словам бабушки Сергея, мальчик шел на тренировку в спортивную секцию и не мог свернуть с обычной дороги колодец находится левее, а Сергею нужно было идти вправо. По словам тети мальчика, Натальи, Сергей неоднократно утверждал, что за ним кто-то следит. Родители пятерых погибших в Красноярске школьников говорят, что произошедшее с Сергеем Мальковым напоминает им ситуацию с их детьми. Отец погибшего в прошлом году школьника Паша Мамедгасанов сообщил, что следователи говорили то же самое: сразу после трагедии милиция также разрабатывала неправдоподобную версию о несчастном случае.

Информация об очередной трагедии в Красноярске широкой огласки не получила, информация о расследовании этого дела не афишируется. Кто будет следущим?