Саакашвили хочет лишить Россию Кавказа
Ярослав Таманцев

Саакашвили хочет лишить Россию Кавказа

Независимый югоосетинский эксперт Геннадий Кокоев: потеря Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья чревата гражданской войной в России

Эксперты предсказывают начало войны на 70%

Политика Грузии направлена на выдавливание российского присутствия не только в Грузии, но и в Закавказье, на вывод российских миротворцев, чтобы чисто военным, репрессивным путем решить проблемы Абхазии и Южной Осетии. Это подразумевает противостояние в наиболее жесткой форме.

Как предполагают грузинские политики, российский фактор должен исчезнуть в Абхазии и Южной Осетии. Это желание не только Тбилиси, но и Запада, американцев, ОБСЕ, Евросоюза. Причем, американцы желают этого, конечно, больше, чем европейские структуры и те, кого в Москве сейчас называют «младонатовцами» - страны Восточной Европы. И когда по мысли Грузии, с политического небосклона окончательно исчезнет российский фактор, с осетинами и абхазами можно будет легко разобраться.

Грузия не вела себя так откровенно безобразно, если бы не чувствовала за собой мощную поддержку Запада. В первую очередь, это финансовая помощь, благодаря которой военный бюджет Грузии сегодня составляет сегодня 172 млн. долларов. Говорят, что ВВП Грузии составляет порядка 2 млрд. долларов. Но эти цифры явно завышены, нереальны, потому что явное материальное производство в Грузии свернуто давным-давно, и фактически не функционирует. Главной составляющей этого ВВП, по-моему, является та денежная помощь, которую перечисляет Запад. За всем этим стоит сведение к минимуму, а затем полное выдавливание России из Закавказья с перспективой выдавливания ее и с Северного Кавказа. Одновременно от России надеются отсечь такого традиционного союзника, как Армения.

В любом случае ошибаются те, кто думал, что Россия и Соединенные Штаты являются партнерами, о чем не раз громогласно заявлялось с самых высоких трибун. Это, конечно, не так. И вина за это лежит не на России. Несложная попытка анализа показывает, что Запад до сих пор живет категориями холодной войны, которые сохрались еще со времен противостояния США и Советского Союза. От этих стереотипов Запад еще не освободился. Если Россия сделала какие-то шаги, продемонстрировав свое уважение к общечеловеческим ценностям и морали, то обратного отношения она так и не дождалась. Этого не дождались и те, кто разделяет политику России и сочувствует ей. В этом плане на долю тех сателлитов, которые появились у США в виде стран Восточной Европы и государств, образованных на территории бывшего советского пространства – Молдовы, Украины, Грузии и в какой-то мере Азербайджана, Западом возлагаются большие надежды. Особенно на Грузию. Потому что Молдова и Украина находятся в стороне от Северного Кавказа и не могут влиять на происходящее. К тому же нужно учитывать, что в юго-восточной части Украины проживает русскоязычное население и там провокации особо не возможны. А политика Саакашвили подпитывается очень большими денежными вливаниями, благодаря чему формируется неадекватно высокий уровень милитаризации Грузии и такая же милитаризованная и агрессивная политика. Это касается, прежде всего, в отношении Абхазии и Южной Осетии – территорий, которые Грузия считает своими. Я выражаю сомнения в верности таких посылов, поскольку уже более 16-17 лет ни Абхазия, ни Южная Осетия не подконтрольны Тбилиси. Они являются де-факто состоявшимися государствами со своими реальными органами власти и необходимыми атрибутами государственности. И все милитаристские устремления Тбилиси направлены против этих малочисленных народов, которые образовали и заявили о своей государственности. Других внешних военных угроз и раздражителей для Тбилиси не существует. Поэтому уровень милитаризации Грузии наводит на вполне логичные выводы, для чего нужно неимоверное количество танков и артиллерийских систем.

…Я уже не говорю о моральной стороне высказываний грузинских лидеров о слабости России. Любого партнера или оппонента на переговорах необходимо уважать хотя бы за то, что только так можно достичь какого-то позитива. Если ты будешь постоянно оскорблять партнера, то ничего хорошего из этого априори не выйдет. Говорить о слабости России явно некорректно. И мотивы для того, чтобы они называли Россию слабой, отсутствуют. Это самообман. Другое дело, что постельцинская Россия испытывает определенные трудности, поскольку на всем постсоветском пространстве сильно ощущались процессы развала и дезинтеграции, демонтирования базовых отраслей экономики. Но что касается Вооруженных Сил и вооружения Россия, я бы никому не советовал недооценивать мощь России.

Может быть, Саакашвили, Мерабишвили и Окруашвили принимают за слабость всегда подчеркнуто корректное отношение России к своим оппонентам. На самом деле, это, конечно же, не слабость, в прагматичный подход Москвы ко многим процессам. Российские руководители учитывают в том числе и мощный фактор Запада, от которого по большому счету зависит реализация сырьевых ресурсов страны. В любом случае, с этим необходимо считаться. Проблема в том, что такие действия России, направленность ее политиками многими принимаются за слабость. Но ведь одновременно с этими рассуждениями идет то, что Путин называет плевками в адрес России, потому что там используются неприличные варианты и выражения. В частности, один из руководителей Грузии называл Москву «всемирной клоакой». Но есть же степень какого-то предела, выход за который означает психоз?

Так что самообманываться грузинские лидеры могут еще долго, рассуждая о слабости России, выдавая тем самым желаемое за действительное. На самом деле, это не так. Более того, несмотря на то, что Россия порой проводит маловразумительную кавказскую политику, именно на Кавказе ее фактор становится все более весомым. Северокавказские республики, несмотря на Чечню, о которой разговор особый, принимают политику федерального центра. Что же касается поддержки Россией Абхазии и Южной Осетии, то там с той стороны Кавказского хребта существует однозначная поддержка.

…Сегодня много говорят о том, что Россия «сдаст» Южную Осетию, Абхазию и Приднестровье. Я считаю, что этого не произойдет ни в коем случае потому, что это чревато гражданской войной в самой России и грозит неизбежными дезинтеграционными процессами, которые могут последовать на Северном Кавказе. Поэтому России надо определиться и наконец-то выработать четкую и ясную позицию именно в кавказской политике, поскольку это непосредственно затрагивает интересы ее государственности. Если Россия желает сохранить свой суверенитет, она обязана проводить более внятную и четкую национальную политику здесь, чтобы никто не смог упрекать ее в слабости и прочих вещах. Я не призываю к конфронтации, в том числе, и с Грузией, потому в любом случае последствия будут сугубо негативными. А на Кавказе разгребать потом последствия войн бывает крайне трудно, потому что фактор пролитой крови бывает очень значим. И если пролить кровь, это не простят ни в коем случае.

Отдельно стоит сказать о позиции Америки. Конгресс США, например, вообще не учитывает фактор осетин. И совершенно напрасно не учитывают, потому что этот фактор значителен. Американцы зря думают, что могут произвольно закрывать тоннели или же диктовать заранее неприемлемые условия целым народам. Это вообще является проявление антидемократизма, как раз того, чего американцы боялись как черт ладана. Не дай Бог, если американца обвинят в отсутствии демократии! Но здесь, по крайней мере, осетинскому этносу пытаются навязать нарушения прав человека в плане свободного перемещения, что вступает в конфронтацию с Декларацией ООН от 1948 года, которую никто не отменял. Это является проявлением неприкрытой агрессии в отношении Южной Осетии.

…И все-таки насколько Грузия готова превратить свой PR в реальную военную плоскость? Агрессия Грузии против Южной Осетии и Абхазии была, наверное, самой большой глупостью с человеческой точки зрения и проявлением антилогики. С тех пор практически все военно-политические акции Грузии были проявлением этой, не укладывающейся в нормальные рамки политики. К сожалению, возможность превратить Грузией этот воинственный PR в боевые действия, достаточно велика. На данный момент Тбилиси сама война крайне невыгодна из-за непредсказуемого исхода. Грузия может рассыпаться сама, как государство. Вероятность этого очень высока. Но, учитывая алогичность действий грузинского политического руководства, я допускаю, что Тбилиси может решиться на военную авантюру. В пользу этого говорят 70% моих доказательств и аргументов. И лишь, к сожалению, 30% я отвожу мирному развитию событий.