Окруашвили сменит Саакашвили
Валерий Джейрахов

Окруашвили сменит Саакашвили

В нынешнем российско–грузинском конфликте, впрочем, как и во всех предыдущих, ясно ощущается присутствие некоей «третьей силы», которая стремится извлечь из кризисной ситуации в Закавказье свои выгоды. Что это за «третья сила» - было ясно всем. Но об этом российские государственные деятели и респектабельные политики старались не говорить, поскольку обвинение США и других стран Запада в проведении антироссийской политики на территории СНГ «не отвечали интересам интеграции России в глобальные программы». Ситуация несколько изменилась после того, как сомнения в целесообразности этой «интеграции» были озвучены на самом высоком уровне. Российское руководство стало проявлять неожиданную твердость по ряду вопросов в отношении с Западом. Высшие государственные лица стали называть супостата, прибегая, правда, к эзопову языку. Вроде: «товарищ волк кушает».

Вот и 1 октября на совещании с постоянными членами Совбеза РФ в резиденции "Ново-Огарево" Владимир Путин, комментируя ситуацию в Грузии, заявил, опять же избегая конкретики: "Есть силы, которые специализируются на создании все новых и новых кризисов, полагая, что это будет отвлекать внимание от старых проблем, – заявил президент. – Наверное, в краткосрочном плане это может иметь такой эффект. Но точно не поможет разрешению старых и достаточно серьезных кризисов в мире".

Все, кто «в теме», поняли, кого имел в виду президент, а так же оценили его смелость. Ведь констатировав, что конфронтация проходит не по линии Москва – Тбилиси, а на гораздо более серьезном уровне, президент России заявил о готовности принять этот вызов. "Эти люди думают, что, находясь под «крышей» своих иностранных спонсоров, они могут чувствовать себя комфортно и в безопасности, – заявил президент, почти открыто обвинив Запад в подстрекательстве Грузии к антироссийским выпадам. – Так ли это на самом деле? Хотел бы послушать представителей гражданских ведомств и военных специалистов", - такими словами, завершил совещание Владимир Путин.

Одно из известных изданий считает, что, назвав действия грузинских властей, он назвал "государственным терроризмом с захватом заложников", президент, фактически, провел аналогию с недавней ситуацией в Ливане, когда Израиль в ответ на захват своих солдат "Хезболлой" нанес удар по соседнему государству.

То же издание, со ссылкой на «информированный источник в Минобороны России», сообщило о возможности самых крайних мер в отношении Грузии: "Все дипломатические шаги, используемые при подобном обострении отношений, исчерпаны. Следующими действиями могли бы стать разрыв дипотношений и военная операция. Сейчас не исключаются никакие варианты".

В повышенную боевую готовность приведены все части и подразделения российской армии, находящиеся на территории Грузии, а также армии Абхазии и Южной Осетии. Руководители этих стран заявили о прекращении переговоров с грузинской стороной.

Одновременно с этим ряд российских государственных деятелей заявили о готовности ввести экономические санкции против Грузии, а также депортировать всех нелегальных мигрантов, имеющих гражданство этой республики.

Такой ответ на вызов Тбилиси не кажется чрезмерным, если учесть, что все последние годы грузинское руководство непрерывно посягала на государственный престиж российского государства, который без всякого преувеличения оплачен кровью наших отцов и дедов, и является главной составляющей политического «капитала» любой суверенной державы. "Россию стараются побольнее ущипнуть, спровоцировать, и это должно быть для всех очевидно. По всей видимости, те, кто это делает, полагают, что антироссийская направленность внешней политики Грузии отвечает интересам грузинского народа",– так охарактеризовал действия режима Саакашвили в отношении нашей страны Владимир Путин.

Понятно, что дальнейшее потворство нахалу в такой ситуации попросту губительно и потому немыслимо. Так что, несмотря на свое традиционное миролюбие, подчас граничащее с непротивлением, Россия потихоньку начинает брать нужный тон в разговоре с грузинским руководством.

«Российская дипломатия в последнее время активизировала свою деятельность в этом направлении. Но действует она все-таки слишком робко. А между тем пришло время расставить акценты в отношении дружественных нам Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Россия должна всеми силами способствовать проведению там объединительных референдумов без всякой оглядки на Евросоюз и Америку, которые на это никогда не согласятся». – Считает депутат Государственной Думы Николай Курьянович. И вполне вероятно что политика нашей страны в отношении Грузии будет именно такой – тбилисский режим попросту не оставляет нам выбора: попытки и на этот раз сделать вид что ничего не произошло, будут попахивать государственной изменой.

В этом смысле совершенно резонен вопрос: Для чего Грузии нужно доводить отношения со своим соседом (от которого она все еще здорово зависит) до грани вооруженного конфликта?

Целый ряд отечественных политиков пытаются объяснить это или психическими особенностями Саакашвили, или его попытками с помощью «образа врага» решить внешние или внутренние проблемы.

«Саакашвили, как человек невыдержанный, темпераментный и амбициозный, хочет на этом противостоянии заработать себе авторитет в Европе. Но вряд ли ему это удастся. Скорее всего арест офицеров -- это акция, направленная на повышение его внутреннего авторитета, поскольку опросы показывают, что в грузинском обществе эта акция была воспринята положительно». – Считает Владимир Лысенко, сопредседатель Республиканской партии России.

Подобной точки зрения придерживается и депутат Государственной думы Андрей Кокошин.

А известный эксперт по данной проблеме Михаил Александров считает, что задержание российских военнослужащих связано с выборами в местные органы власти Грузии 5 октября, после него всех “тихо освободят”.

Примечательно, что версий, согласно которым причины нынешних действий Тбилиси имеют «внутреннее происхождение», придерживаются российские политики, стоящие на, так сказать, прозападных позициях.

Что ж, версии эти выглядели бы вполне убедительно, если бы не следующие обстоятельства.

Соединенные Штаты заблокировали принятие заявления председателя Совета Безопасности ООН по Грузии, внеся поправки в проект, неприемлемые для России. Об этом сообщила пресс-секретарь российской миссии в ООН Мария Захарова. "Поправки, предложенные американской стороной, меняют природу заявления. Это делает его принятие невозможным", - сказала она.

Между тем, в Сенат США внесен законопроект о поддержке вступления Грузии в члены НАТО. Как сообщили в секретариате палаты, законопроект внесен группой сенаторов во главе с лидером сенатского большинства, сенатором-республиканцем Биллом Фристом. Инициативу Фриста поддержал ряд сенаторов, в частности, председатель сенатского комитета по иностранным делам сенатор-республиканец Ричард Лугар и сенатор-республиканец Джон Маккейн, отличающийся особой "любовью" к России. В проекте от имени Сената США выражается поддержка дальнейшему расширению НАТО и приему в Североатлантический альянс Грузии, Албании, Хорватии и Македонии.

Два этих обстоятельства однозначно свидетельствуют: США дали знать, на чьей они стороне в невероятно обострившихся отношениях между Россией и Грузией. И вряд ли бы Америка демонстративно поддержала бы грузинское руководство, если бы его действия были бы связаны исключительно с причудливыми решениями психопата и политического авантюриста. Было бы странным предполагать и наличие собственной воли у американской марионетки, и уж тем более, то, что она сумела манипулировать своим кукловодом.

Нет, конечно. Михаил Саакашвили действует в соответствии с американскими инструкциями. Причем, есть основания предполагать, что подчас он «осторожничает», чем вызывает неудовольствие своих хозяев, считающих, что он действует недостаточно решительно. Так чего хотят американцы на Кавказе?

Некоторые политологи высказывают следующую точку зрения: поскольку американцы заинтересованы в бесперебойном функционировании трубопровода Баку – Джейхан, они стремятся поскорее затушить в регионе все потенциальные конфликты, и в дальнейшем осуществлять контроль за Кавказом, с помощью своего союзника Грузии, вошедшей в НАТО, и решившей свои территориальные проблемы.

Данное мнение не выдерживает критики, хотя бы потому, что в разжигании всех без исключения вооруженных конфликтов на Кавказе – от Карабаха, до Чечни, американские спецслужбы приняли самое непосредственное участие.

Кроме, того, желая обеспечить мир и спокойствие в регионе, американцы не стали бы усилено вооружать грузинскую армию, и подталкивать ее к агрессии против Абхазии и Южной Осетии.

Совершенно очевидно, что блицкрига ожидать в силу целого ряда причин не приходиться, конфликт примет затяжной характер и о всякой стабильности можно забыть. Таким образом, очевидно, что отнюдь не безопасность трубопровода волнует американцев больше всего.

Их цель иная – втянуть Россию в очередной долгосрочный вооруженный конфликт с целью ее дискредитации, и последующей изоляции на международной арене, а также для выдавливания из Кавказского региона. С помощью этого, американцы рассчитывают получить дополнительный рычаг для давления на нашу страну.

Все это, разумеется, прекрасно понимает и Михаил Саакашвили. Знает он так же, что походы на Сухум и Цхинвал не будут для грузин увеселительной прогулкой. А потому, как и его предшественник, не слишком рвется в бой, предпочитая ограничиваться разного рода отговорками, и уж когда совсем прижмут – провокациями вроде ввода войск в Кодорское ущелье или речи в ООН. Но так продолжатся долго не может –американцы довольно ясно дали понять грузинскому президенту, что незаменимых не бывает. Причем в качестве главного преемника рассматривается министр обороны Ираклия Окруашвили, который воспользовался последними событиями, чтобы «пропиариться» по полной программе. Таким образом, можно предполагать, что трагические события могут начаться в самое ближайшее время. Тем более, что что-то нужно делать и с войсковой грузинской группировкой в Кодорском ущелье, пока не закрылись перевалы. Ее нужно будет или выводить, что будет, несомненно, «потерей темпа» или двигать вперед – на Абхазию.

Похоже, что в создавшейся ситуации единственный шанс избежать войны твердая и недвусмысленная позиция России. Руководство нашей страны должно однозначно заявить о готовности защитить своих граждан в Абхазии и в Южной Осетии, и принять действенные и решительные меры для их защиты. Неофициальная поддержка Сухума и Цхинвала, вроде той, что оказывалась в период первой войны, проблемы не решит. Тем более, что именно таких действий (а не решительной защиты Абхазии и Южной Осетии) ждут от России в Вашингтоне и Тбилиси.