В России отсутствует единая модель развития страны
Профессор Владимир Сухомлин

В России отсутствует единая модель развития страны

Состоявшаяся в Москве международная конференция «Новая экономика, знание, технологии» показала ученым слабое звено России – систему власти.

9 октября 2006 года в Москве в центральном выставочном зале «Манеж» прошла международная конференция «Новая экономика, знание, технологии». Организатор конференции выступила компания Eventica (организатор ежегодного Российского экономического форума в Лондоне) при участии РИО-Центра, Администрации Президента РФ, Министерства информационных технологий и связи.

Как было указано в пресс-релизе конференции, «развитие «новой экономики» заняло центральное место в амбициозных российских национальных проектах. В своём ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая Президент Владимир Путин подчеркнул значимость этого вопроса: «В условиях жёсткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом её научными и технологическими преимуществами … Россия должна в полной мере реализовать себя в высокотехнологичных сферах … Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток».

В конференции приняли участие председатель РИО-Центра, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, бывший канцлер Германии Герхард Шредер, министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, директор по информационным технологиям BT Wholesale (British Telecom) Клайв Селли, глава Телерон Россия Кйелл-Мортен Йонсен, старший вице-президент Motorola Кеннеди, исполнительный директор по исследованию и разработкам компании NESTA Ричард Халкетт, член Совета Колледжа Святого Антония (Оксфорд) доктор Карол Леонард, директор компании Yandex Аркадий Волож, Губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Также в списке участников оказались управляющий делами круглого стола Великобритания-Россия профессор лорд Скидельский, глава CISCO Россия и СНГ Боб Эйджи, директор по работе с государственными организациями Hewllett-Packard и многие другие руководители ведущих отечественных и зарубежных компаний.

Конференцию открыл кратким вступительным словом председатель РИО-Центра Игорь Юргенс, который подчеркнул понимание руководством страны необходимости развития новой инновационной экономики, которая должна стать весомой составляющей экономики страны, имеющей в настоящее время явно выраженную ресурсодобывающую ориентацию. Он также очертил спектр рассматриваемых вопросов и представил президиум форума. Первым доклад сделал Герхард Шредер. Бывший канцлер ФРГ в своем выступлении охарактеризовал масштабность изменений, происходящих в Европе, отметил важную роль России для безопасности Европы, заявив, что Россия обладает значительным научно-техническим потенциалом, который должен проявить себя в новых условиях развития экономики. Далее выступил Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. Он назвал конференцию, посвященную вопросам развития российской экономики, продолжением ежегодного Лондонского экономического форума. Министр подчеркнул, что мы живем в условиях становления глобального информационного общества, в период определяющей роли науки и технологий, что у России есть все возможности для достойного ответа на вызов времени и перевода своей экономики на высокоиндустриальные рельсы. Далее он отметил, что российская экономика динамично развивается, особенно значительных успехов добился сектор информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), который уже сейчас составляет 5% от общего объема экономики. Начиная с 2000г. ИКТ- сектор развивается быстрыми темпами, превосходящими темпы роста других отраслей экономики. В ИКТ- секторе рост экспорта в текущем году составил 80%, значительно увеличился объем зарубежных инвестиций, достигший в 2006 году 75 млрд. руб.

2006 год оказался значимым для ИКТ- отрасли и в том отношении, что была сформирована система государственной поддержки области ИТ. Значительное внимание Рейман уделил созданию ИТ- парков как центральной концепции развития отрасли, назвав деятельность на этом направлении очень важной и перспективной программой. Как рассказал Л.Рейман, такие парки предусмотрено создать в семи субъектах РФ. Координация по их созданию возложена на Министерство ИТ и связи. Уже к концу 2006г. планируется подготовка бизнес-планов по созданию ИТ-парков на семи пилотных площадках. Для реализации этой программы предусмотрена государственная поддержка в размере 26 млрд. руб. В бюджете 2007г. уже выделено 2 млрд. руб. на эту программу. Будут также привлекаться средства и частных инвесторов, в том числе, зарубежных.

В качестве примера такого участия министр назвал участие Всемирного банка России в поддержке разработки концепции технопарков, а также участие финской компании «Технополис» в строительстве технопарка в Санкт-Петербурге. Докладчик отметил, что в дальнейшем программа строительства технопарков будет расширяться по мере готовности на местах. По планам правительства, только создание к 2011г. пилотных зон позволит открыть 75 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест, что обеспечит получение объема производства до 117 млрд. руб., при ежегодной окупаемости 1,5 млн. руб. на одного сотрудника. Возвращаясь к государственной поддержке ИКТ- сектора экономики, Леонид Рейман отметил следующие важные решения. Во-первых, это создание Российского инвестиционного фонда ИКТ при государственной поддержке в 1,5 млрд. руб., предназначенного для поддержки российских компаний на начальных этапах их становления. Объем инвестирования компаний предполагается ограничить 100 млн. руб. Основная политика развития фонда - обеспечение приоритетности идей и технологий, а также поиск эффективных и прозрачных способов пополнения фонда средствами. Следующим важным решением министр назвал государственное инвестирование в создание информационно-аналитического агентства по ИКТ, предназначенного для поддержки продвижения отечественных программных продуктов и сервисов на миром рынке. Еще одним весьма важным решением явилось принятие Государственной Думой системы налоговых льгот для ИКТ- сектора. Л.Рейман выразил уверенность, что у России есть все возможности стать одним из флагманов на международном рынке ИТ- продуктов и услуг. Система государственной поддержки ИТ- компаний и отрасли продолжает совершенствоваться, сказал Министр. Поворот экономики России в сторону экономики знаний открывает новые возможности для раскрытия интеллектуального потенциала страны. В заключение министр еще раз подчеркнул, что технопарки позволят раскрыть российским ученым и программистам их творческий потенциал во всем многообразии, будут способствовать развитию международного сотрудничества и инвестированию российской экономики, что они несут огромный потенциал для развития новой экономики России.

Следующим выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Его выступление не напоминало доклад на конференции, а носило характер общих рассуждений о развитии экономики и образования в России. По своей форме выступление напоминало монолог вольнодумца. Министр начал с того, что, по его мнению, Россия сделала существенные шаги в сторону развития экономики, что внешне все выглядит весьма неплохо. В России идут системные изменения в сторону экономики общества, основанного на знаниях, осуществляется концентрация ресурсов на приоритетных направлениях. «Можно сказать, - отметил Фурсенко, - что основные элемента национальной информационной системы, если не созданы, то уже обозначены». Сославшись на выступление Реймана, Фурсенко сказал, что, как следует из этого доклада, мы идем достаточно быстро в правильном направлении. Имеются элементы, и успешные элементы, технологической инфраструктуры (строятся технопарки и инновационные центры), имеются элементы финансовой инфраструктуры, идет развитие законодательства. Касаясь образования, министр признался, что главная проблема образования заключается в том, что его качество падает, и падает сильно. Не отслеживаются изменяющиеся требования к образованию. Но проблема качества образования - это глобальная проблема мировой системы образования. «Тем не менее, эти задачи мы должны решать», - подчеркнул министр. Главный смысл Болонского процесса, по его мнению, это выставление новых требований к качеству образования и, прежде всего, профессионального образования. Выразив неудовлетворение темпами развития наукоемких промышленных технологий в России, выступающий отметил, что ИТ – одна их двух основных отраслей, в которых разрыв между Россией и развитыми странами сокращается. Вторая отрасль – это продовольственная отрасль. В остальных отраслях технологический разрыв увеличивается. К важной проблеме А. Фурсенко отнес проблему финансирования науки. Он считает, что здесь важно найти правильный баланс между финансированием среды, в которой возникают знания, и финансированием приоритетных направлений фундаментальной науки и образования. По мнению министра, мы (видимо, он подразумевал российских ученых) любим делать то, что умеем, а не то, что нужно. В этом плане ему импонирует область ИТ, где разработки носят в основном заказной характер. Министр обозначил три приоритетных направления, важность которых ни у кого не вызывает сомнений. Это биотехнологии, энергетика, нанотехнологии. Затем он остановился на примерах, показывающих актуальность этих научных приоритетов, а также актуальности развития области ИТ. В заключение Фурсенко высказался о том, что нам надо искать нестандартные решения. В этом отношении он отметил возможности ИТ, представляющих собой интегрирующий инструмент, поддерживающий выстраивание сетевых технологий. Именно ИТ могут способствовать переходу от иерархических к более эффективным сетевым организационным технологиям. Закончил министр на мажорной ноте, еще раз продемонстрировав свою приверженность идее капитализации всего и вся. Он вспомнил байку про Фарадея, которого министр финансов Великобритании как-то спросил, какая может быть польза от электричества. Как известно, Фарадей ответил, что когда-нибудь министр сможете обложить электричество налогом. Так вот, Фурсенко развил эту мысль, перенеся ее в условия общества, основанного на знаниях. «Я думаю, - сказал он, что, обсуждая различные аспекты общества, основанного на знаниях, в результате должно появиться что-то, что можно обложить налогом. У меня ощущение, что в России есть реальный шанс для того, что, - того, что можно будет обложить налогом, будет появляться все больше и больше».

Еще одним выступлением высокопоставленного российского чиновника был доклад заместителя министра экономического развития и торговли А. Шаронова, который уделил внимание реализации правительством среднесрочной программы 2006-2008 гг. Основной акцент докладчик сделал на формирование рыночных институтов, в частности, на развитии механизмов частного и государственного партнерства. Он рассказал о вновь созданных механизмах, таких как инвестиционный фонд, предназначенный для поддержки инновационных проектов (с объемом бюджетных средств на 2006 г. 70 млрд. руб.), «Российская венчурная компания», предназначенная для формирования системы частных управляющих компаний поддержки частного бизнеса, механизм особых экономических зон, а также механизм концессионных соглашений.

Всего же было заслушано более 25 докладов, в которых рассматривались различные аспекты инновационной экономики и современного общества, являющегося носителем такой экономики. Учитывая особое значение выступлений на международной конференции российских высших должностных лиц, подведу сухой остаток от их выступлений. Начну с позитива. Во-первых, самым важным, как мне думается, стало то, что руководство страны, ощутив веление времени, осознало необходимость акцентированного развития высокотехнологичных отраслей экономики на основе инновационных принципов. Развернута значительная по масштабу деятельность по формированию современных инфраструктурных элементов рыночной экономики в технологической, финансовой, законодательной сферах. Определена ведущая роль ИКТ-отрасли как стержневой инфраструктуры для развития инновационной экономики и социальных процессов.

Однако конференция проявила и серьезные упущения. Самым серьезным просчетом считаю отсутствие стратегии построения в России общества, основанного на знаниях. Само по себе такое общество, являющееся необходимой питательной средой инновационной экономики, не вырастит. Ведь коммунистическое общество строилось всенародно, а не менее сложная формация по своим социально-экономическим и технологическим основам будто бы вырастит из технопарков. Отсутствие такой стратегии существенно снижает ценность так называемых национальных проектов, лишая их единой методологической основы, возможности контекстного согласования, синергетического эффекта, конкретизации целей и задач. Кстати, в настоящее время каждая уважающая себя страна имеет такую стратегию и конкретные программы построения нового общества, в том числе, часто цитируемые в последнее время Грузия и Молдова.

Причем, на конференции не нашлось места в президиуме представителю Российской академии наук. Да и в числе приглашенных известных ученых не значилось. Получается так, что Правительство взялось создавать экономику знаний, заранее поставив крест на российской науке, науке – одной из первой в мире, подчинившей ядерную энергию, поднявшую на небывалую высоту космическое дело.

Еще одним главным упущением является то, что ни один докладчик не вспомнил, кто же в экономике знаний производит и потребляет эти самые знания, т.е. не вспомнили о человеке. А ведь во всех современных концепциях построения информационного общества, тем более общества основанного на знаниях, определено, что экономика такого общества должна быть ориентирована на человека, на его развитие, обеспечение достойного качества жизни. Разве может использовать свой интеллектуальный потенциал человек с пользой для социума, если он живет в отсутствии материального достатка (как, например, российский профессор, по себе знаю), живет в бандитской стране, ежедневно опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, где расцвела поголовная чиновничья коррупция? В стране, где правоохранительная система – самая опасная для людей криминализированная структура, где права на свободу слова декларативные и даже могут стоить жизни, а право на свободные выборы подменены фарсом, прикрывающим полицейскую операцию. Но, наверное, это все же мелочи для тех, кто мыслит масштабными инновациями и такими же масштабными инвестициями.

Оба министра декларативно утверждали, что удовлетворены динамикой развития экономики, и, особенно, опережающими темпами развития информационной инфраструктуры в России. Возможно, эти темпы и устраивают чиновников, однако по сравнению с темпами развития других стран Россия стремительно падает на дно мирового сообщества, опустившись за один только 2006г. по рейтингу готовности к информационному обществу, который определяется Мировым экономическим форумом, сразу на десять позиций, и занимает теперь 72 место в мире. Кроме этого, основной объем продукции в ИКТ- секторе составляют услуги или разработки ИТ- продуктов, не отвечающим требованиям инновационной деятельности. Прирост ВВП за счет высокотехнологичной продукции составляет единицы процентов (вместо 70% в СССР и 95-98% в наиболее развитых странах мира). Поэтому темпы развития ИКТ- сектора и его влияние на социальную сферу получаются провальными.

Отсутствие единой стратегии (модели, концепции) развития страны, непрозрачность обоснованности принимаемых наверху решений, ставят под сомнение выбранные властью приоритеты развития экономики. По крайней мере, нет чувства уверенности в приоритетности проектов, которые разворачиваются при поддержке инвестиционного фонда страны. Таких, как, например, строительство платной скоростной дороги Финляндия – Санкт-Петербург, грандиозного платного тоннеля под Невой, платной высокоскоростной дороги Москва Санкт–Петербург, ангарского кластера на Ангаре с алюминиевой ориентацией, Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса или Читинского перерабатывающего комплекса (инициатор проекта - комбинат Норильский никель) и пр.

Провозглашенная концепция технопарков, как ядерной системы инновационной экономики в области ИТ звучит благозвучно, да и опыт таких технопарков в других странах также имеется. Например, в Индии и Китае. А США создает технопарк на границе с Мексикой, который рассчитан на 100 тыс. рабочих мест. Однако в России есть изобретение покруче технопарков, а именно, наукограды и академгородки. Что такое технопарк? По сути, это площадка для продажи собственных мозгов для решения чужих задач. И в них не так уж много инновационной начинки. Конечно, со временем в таких технопарках может созреть что-то и свое. Но наукограды - это уникальные структуры, реализующие замкнутый инновационный цикл производства качественно новой продукции и нового знания - от идеи до ракеты, от замысла до космического аппарата и т.д. А на конференции об использовании наукоградов, их научного потенциала в развитии инновационной экономики не было сказано ни слова.

Серьезнейшим упущением в управлении экономикой считаю отсутствие условий для развития малого бизнеса, без которого просто не поднять на должный уровень информатизацию общества. Именно малый бизнес, в котором и семейная программистская пара является боевой единицей, должен стать проводником для проникновения даже в самые затаенные уголки сознания и плоти социума современных информационных технологий и услуг. Он должен стать основным производителем информационных ресурсов и услуг в каждой клеточке общества, стать партнером государства в распространении медийной грамотности населения и технологий электронного обучения (например, тьюторские услуги). Создаваемые в стране механизмы финансовой инфраструктуры, о которых говорилось на конференции, ориентированы на крупный частный капитал, но никак ни на поддержку малого бизнеса.

Не рассматривалась на конференции и такая важная проблема как создание национальной системы ИТ- образования. Ведь к 2011 году, как сказал Л. Рейман, в технопарках будут работать 75 тыс. ИТ- профессионалов, откуда же им взяться, если ИКТ-отрасль и сейчас испытывает острую потребность в трудовых ресурсах? За последние пять лет по инициативе МГУ им. Ломоносова (www.it-edu.ru ) создано новое направление подготовки бакалавров и магистров, получившее название «Информационные технологии», а при содействии с рядом ведущих университетов страны на основе этого направления создана целостная система подготовки высокопрофессиональных кадров для области ИТ. В настоящее время десять университетов (как классических, так и технических) успешно ведут подготовку по направлению ИТ (www.it-edu.ru/sov). Еще примерно столько же университетов планируют начать реализацию данного направления в следующем учебном году. Однако проделанная университетами работа не замечается ни в одном, ни в другом министерстве. Вся она была выполнена подвижнически, без каких либо инвестиций. Может быть, в этом кроется секрет того, что готовое актуальнейшее решение, по сути, палочка-выручалочка для развития ИТ- отрасли и технопарков, не интересна чиновникам?

Вместо заключения

Подводя итог вышесказанному, как специалист по сложным системам могу сказать только одно – самым слабым звеном в системе под названием Россия является подсистема управления (читай система Власти). Она близорука, не способна выстроить стратегический маршрут следования, не прозрачна для народа, не способна интегрировать усилия общества, как и не способна учитывать интересы людей, так как в ее понимании человек - что-то вроде ресурса для капитализации, облагаемого налогами.