Петр Иванченко

Геноцид, которого не было

Два десятка адыгских (черкесских) общественных организаций из разных стран мира обратились в Европарламент с требованием признания геноцида адыгов в XVIII-XIX веках и уже получили подтверждение о приеме документов к рассмотрению. По мнению главы «Черкесского конгресса» Мурата Берзегова, признание факта геноцида станет «великим шагом к решению этой проблемы в России». Есть у российских адыгов и более прагматичная задача - застраховаться от объединения с Краснодарским краем, которое может произойти с назначением нового главы Адыгеи.
По словам Берзегова, в обращении «о признании геноцида адыгского народа в годы и после русско-кавказской войны XVIII-XIX столетий» говорится о «военной экспансии Российской империи во второй половине XVIII века, ставшей для народа национальной трагедией». Подписали данный документ российские, турецкие, сирийские, канадские и… израильские черкесы. К обращению приложен компакт-диск с 450 фотокопиями архивных документов, в каждом из которых якобы содержатся свидетельства т.н. «геноцида адыгов». Поскольку по мнению нынешних адыгов, в ходе Кавказской войны «Россия ставила целью не только захват территории, но и полное уничтожение, либо выселение коренного народа со своих исторических земель. Иначе нельзя объяснить причины нечеловеческой жестокости, проявленной российскими войсками на Северо-Западном Кавказе».
Высокопоставленный сотрудник полпредства президента в Южном федеральном округе на условиях анонимности пояснил журналистам, что «Черкесский конгресс» и подобные ему организации - весьма «сомнительного происхождения» и «занимаются они чем угодно, только не экономикой и развитием собственной республики», создавая «искусственную шумиху вокруг себя». Напомним, что с подобными требованиями «Чеченский конгресс» выступал и ранее, безрезультатно требуя от Государственной Думы России признать выдуманный им геноцид.
Необходимо пояснить, о чем идет речь. Плотное соприкосновение Российской империи и черкесских племен началось в конце XVIII века с созданием линии, и заселением северного берега Кубани запорожскими казаками. Отметим, что заселялись они НЕ НА ЧЕРКЕССКИЕ земли, а на пустующие к тому моменту территории. Отношения переселенцев с адыгскими племенами поначалу складывались вполне благоприятно. Но постепенно ситуация изменилась. Турция в то время обладала рядом укреплений на черноморском побережье Кавказа и рассматривала все Закубанье, где жили черкесские племена, как свою вотчину. Турки направляли в адыгские аулы своих проповедников, распространявших ислам среди их обитателей. Черкесское общество было сословным, и эта проповедь имела особый успех среди рабов и бедноты, поскольку в ней говорилось о равенстве всех мусульман. Одновременно с этим, турки всеми силами пытались натравить черкесов на русских. Начались набеги горцев на станицы, нападения на обозы, угон стад. Некоторые исследователи считают, что в какой-то степени этому способствовало неосторожное вмешательство казаков во внутренние отношения адыгов. Воодушевленные проповедями турок, черкесские племена шупсугов и абадзехов восстали против своих князей и аристократов. Между тем, их соседи бжедухи, хранившие верность старинным адатам и рыцарско-феодальному устройству общества, приняли и взяли под свою защиту изгнанных князей. Это вызвало межплеменную войну, и беджухи обратились за помощью к соседям- казакам. Не взвесив хорошо всех возможных последствий, черноморцы выступили на их стороне, разгромив войска адыгских «революционеров» в Бзиюкской битве. Началась долгая и затяжная вражда. Разжигаемые турецкими эмиссарами и алчностью черкесы непрерывно разбойничали на линии, часто им удавалось прорываться и далеко за Кубань, нападая на мирные станицы, вырезая население, и сжигая все, что они не могли украсть. Женщин и детей угоняли в рабство.
Надо сказать, что в отличие от Кавказской линии, где в ответ на каждое нападение, казаки и войска совершали карательные экспедиции вглубь неприятельской территории, черноморцы, противостоящие черкесам, придерживались исключительно оборонительной тактики, стараясь перехватить разбойничьи партии на границе. Ситуация изменилась после того, как по мирному договору с Турцией Закубанье отошло к России. Но и после того, как русские войска перешли через Кубань, о геноциде говорить, по меньшей мере, нелепо. Царская политика в отношении адыгов состояла в стремлении «замирить» их не столько военными, сколько экономическими и политическими методами. Были учреждены меновые дворы, где черкесы могли торговать с казаками и русскими крестьянами. Мирным адыгам, присягнувшим русскому царю, давали щедрые земельные наделы на подконтрольной казакам территории. Особое внимание обращалось на черкесскую знать - ее представителей охотно брали на службу, жаловали офицерские чины и дворянское достоинство, а детей адыгских аристократов брали в элитные кадетские корпуса. В результате среди горцев появилось значительное количество приверженцев России.
Наряду с этим, русское командование стремилось прервать связи мятежных племен с Турцией. Турецкие суда тайно входили в гавани Кавказского берега, где осуществляли контрабандную торговлю с адыгами. Турки привозили оружие и боеприпасы, а также своих эмиссаров и фанатиков – дервишей, призывающих к газавату против русских. Обратно турки увозили невольников – черкесских девушек, молодых женщин и мальчиков – для гаремов похотливых турецких пашей и богачей. Таким образом, вожди мятежных горцев продали для непотребства, как бы сказали сегодня – в сексуальное рабство, по некоторым подсчетам более миллиона своих соплеменников (чем не геноцид!). Этому позорному «бизнесу» положили конец Черноморский флот, гребная Азовская казачья флотилия и Черноморская береговая линия. Кроме того, контроль над Черноморским побережьем лишил мятежников иностранной помощи. В результате военное сопротивление немирных черкесов было сломлено. Но действительно трагические события в жизни адыгов развернулись уже после прекращения войны и были результатом движения так называемых мухаджиров. По черкесским аулам стали шнырять турецкие агитаторы, уговаривая горцев не присягать царю гяуров. Вместо этого, они призывали мусульман переселяться в Турцию, обещая им всевозможные блага. Русское правительство желающим уйти в эмиграцию препятствий не чинило. Был разработан порядок посадки всех желающих на турецкие корабли. Но порядок этот был нарушен вследствие того, что, во-первых, турки вовремя не подали кораблей, а во-вторых, мухаджиры, не дожидаясь своей очереди, толпами устремились к Новороссийскому и Анапскому портам. Сразу же сказалась нехватка продовольствия, переселенцев негде было размещать, начались эпидемии. Многие горцы, спускаясь с гор, уничтожили свое жилье, порезали скот, чтобы их имуществом не воспользовались «неверные» - и им было просто некуда вернуться. Переселенцы погибали сотнями. Власти что могли, пытались сделать для их спасения, но сами были не готовы к такому массовому наплыву эмигрантов. Следует отметить, что не только власти, но и простые обыватели и казаки старались помочь несчастным. Они безвозмездно привозили в лагеря своих вчерашних противников продукты и теплые вещи, брали ослабевших и больных в свои дома. Многих осиротевших черкесских детей взяли кубанские казаки в свои семьи, усыновили и воспитывали их как собственных.
Наконец, в результате дипломатического нажима России, в черноморских портах появились турецкие корабли. Но этим злоключения мухаджиров не кончились. Турки везли их, как везли негров через Атлантический океан работорговцы. Многие из них задохнулись в вонючих трюмах, умерли от истощения и болезней. Турецкие матросы, не церемонясь, выбрасывали за борт сотни тел своих единоверцев. Но и с теми, которым посчастливилось живыми достичь турецких берегов, не слишком церемонились и обращались как с рабами. Красивых девушек и молодых женщин, турки без разговоров отнимали у близких. Мужчин насильно забирали в солдаты или отправляли на общественные работы. Некоторым адыгам «повезло» - их турки поселили в самых неспокойных провинциях империи, население которых ненавидело турок – на Балканах и в арабских странах Ближнего Востока. На них Блистательная Порта возложила функции карателей, подавляющих народно-освободительное движение. Не удивительно, что вскоре многие мухаджиры мечтали лишь об одном – вернуться под руку Белого Царя.
Такова историческая правда о «геноциде» адыгов Российской Империей. Известно ли это тем, кто затевает очередную провокацию? Конечно да. Не представляет и секрета, то кто стоит за этой дурно пахнущей акцией «Черкесского конгресса» и подобных структур, к которой подавляющая часть адыгов абсолютно безразлична. Это те же силы, кто финансирует чеченских и дагестанских террористов, разжигает новую войну против Абхазии и Южной Осетии. Кстати говоря, абхазы - также черкесский народ, тем не менее главная мечта для них сегодня – вернуться в состав России. Вот тебе и «геноцид»!