Закат Европы в свете горящих автобусов
Сергей Спиридонов

Закат Европы в свете горящих автобусов

Более тысячи человек приняли участие 27 октября в марше поминовения двух подростков в пригороде Парижа Клиши-су-Буа. Их гибель год назад, 27 октября 2005 года, послужила предлогом для начала массовых беспорядков и волны погромов, поджогов в разных городах Франции. Молчаливый марш по улицам пригорода прошел в спокойной обстановке. Участники вняли призыву мэра города Клода Дилэна «проявить спокойствие и достоинство, не терять веру в справедливость и в идеалы Республики». Более 100 журналистов, в том числе телерепортеры из 25 стран, наблюдали за шествием горожан. Но при этом следует отметить, что в целом ситуация во Франции сегодня отнюдь не идиллическая. За последние несколько недель во Франции резко участились случаи поджогов машин и нападения на полицейских.

Нынешние события разворачиваются по тому же сценарию, что и год назад, и ничто, как кажется, не помешает им вылиться в массовые беспорядки. Не изменилось практически ничего. Место действия - все те же пригороды французских городов, населенные преимущественно иммигрантами. Участники все те же: с одной стороны, подростки и молодые люди африканского или магрибского происхождения, именуемые толерантными политиками и СМИ, не иначе, как «мультикультурная молодежь».

В ночь с 25 на 26 октября в парижских пригородах Нантер и Баньёле группы агрессивно настроенных молодых людей, многие из которых были в масках, сожгли два рейсовых автобуса. Еще одна попытка сжечь автобус была предпринята в пригороде Ати-Мон. В Нантере около 22 часов на остановке «Жорж Клемансо» молодые люди (по сведениям префектуры, их было от 6 до 10 человек), разделившись на две группы, вошли в автобус №258 и стали поливать его горючим веществом. Затем они подожгли автобус, не дождавшись, пока пассажиры покинут салон. Сообщается, что один из пассажиров был вынужден выбить окно, чтобы выбраться наружу и не сгореть заживо. Полиция начала расследование инцидента, однако никого из участников нападения задержать пока не удалось. В Ати-Мон три человека с натянутыми на голову капюшонами вошли в автобус и приказали пассажирам убираться. Потом они бросили в салон бутылку с «коктейлем Молотова» и скрылись. Водителю удалось потушить начавшийся пожар. Хулиганов пока не нашли. В Баньеле в 00:45 около 12 человек в масках, многие их которых были вооружены пистолетами, захватили автобус, следовавший по маршруту №122. Приставив пистолет к голове водителя, они потребовали освободить салон, после чего устроили ночные гонки по улицам маленького городка Ла-Ну. Наутро полиция нашла лишь обгоревший остов автобуса. Никто из пассажиров не пострадал. Водитель в шоковом состоянии доставлен в больницу.

За несколько дней до событий в Нантере, Ати-Мон и Баньеле, в воскресенье 22 октября, в городе Гриньи (Grigny), расположенном под Парижем, банда подростков из 30-40 человек сожгла три легковых автомобиля и пассажирский автобус. Сначала толпа подростков, многие из которых были в масках, подожгла припаркованный автомобиль, а затем выволокла его обгоревший каркас на проезжую часть, блокировав движение. Ехавший по дороге пассажирский автобус вынужден был остановиться. Хулиганы ворвались в салон и стали поливать сиденья и пол горючей смесью. «Один из них разбрызгивал горючее, другой все это время держал наготове горящую зажигалку. Ни один из них не сказал пассажирам выйти»,- рассказал в интервью газете Le Parisien водитель автобуса. Когда огонь вспыхнул, пассажиры все еще находились в салоне. «Нам просто повезло, что мы смогли вырваться наружу, - вспоминает водитель. - Сам я спасся просто чудом. Если бы в автобусе находился инвалид или пожилой человек, он сгорел бы на месте».

Прибывший на место наряд полиции попытался задержать по горячим следам одного из участников нападения - 13-летнего подростка. Однако вскоре полицейских окружила толпа из 50 человек, вооруженных стальными прутьями. Их лица были скрыты масками. Служителей порядка забросали камнями. По счастью, никто из них при этом не пострадал. К месту происшествия были стянуты дополнительные силы правопорядка. В результате проведенной операции были задержаны двое молодых людей 13 и 18 лет, один из которых, предположительно, лично поджег автобус. Против них выдвинуто обвинение «в разрушении, вызванном поджогом, осуществленным группой лиц». Старший из задержанных взят под стражу, второй, по причине малолетства, отпущен на свободу под подписку о невыезде. Еще днем раньше, в субботу 21 октября, в Орлеане подвергся нападению автомобиль с сотрудниками «Подразделения по борьбе с преступностью». Служители правопорядка прибыли по вызову в один из неблагополучных кварталов города. Их автомобиль забросали камнями и бутылками с зажигательной смесью. Один из камней разбил ветровое стекло и задел находящегося на переднем сиденье полицейского. Чтобы освободиться, полицейские вынуждены были стрелять в воздух.

20 октября. В пригороде Парижа Ольне-су-Буа.поздно ночью нападению подвергся полицейский патруль. Две полицейские машины направлялись по вызову в неблагополучный район, когда дорогу им преградил автомобиль. Служителей порядка немедленно окружила толпа людей в масках с кусками арматуры, которые забросали их камнями и бутылками с зажигательной смесью. Один из полицейских получил ранения. По такому же сценарию развивались события в парижском пригороде Эпине-сюр-Сен в пятницу 13 октября. Наряд полиции попал в засаду. На узкой улице автомобиль служителей порядка спереди и сзади заблокировали две машины. Сразу после этого в полицейских полетели камни и бутылки с зажигательной смесью. По некоторым данным, чтобы освободиться, полицейские применили против нападавших резиновые пули, а когда и это не помогло, стали стрелять в воздух из табельного оружия. В результате столкновения один из полицейских, 30-летний Кристоф Этев, был тяжело ранен. Камень попал ему в висок. Он был доставлен в больницу, где ему наложили 30 швов.

Не сложно отметить, что действия «мультикультурной молодежи» вышли сегодня на новый качественный уровень. В отличие от минувшего года, погромщики целенаправленно нападают на полицейских. Происходящее здорово напоминает партизанскую войну - ночь, ложный вызов, засада, внезапная атака, после которой нападающие мгновенно рассеиваются. Причем помимо привычных камней, бутылок с «коктейлем Молотова», и кусков стальной арматуры, в руках у погромщиков появляется огнестрельное оружие. Налицо беспомощность полиции.

Следует отметить, что представители диаспор успешно взяли на вооружение демагогические рассуждения французских левых и либералов. Так, один из них заявил перед телекамерами, что это вполне естественный протест людей, которые вынуждены жить в многоквартирных домах, (Видимо уже пора селить семьи иммигрантов в особняки – прим. авт.) не могут учиться в престижных вузах и занимать руководящие посты. И что денег после прошлогодних волнений дали меньше, чем они ожидали. И поэтому вновь будут гореть машины. Надо полагать до того момента, пока не будет решен вопрос с особняками, а «мультикультурная молодежь» не получит столько денег, сколько захочет, и не станет поголовно начальниками.

Удивительно, но и многие представители нынешнего политического истеблишмента Франции склонны видеть в происходящем некую форму стихийного протеста молодых против косности властей и борьбу за лучшую жизнь (!). Правда, полиция высказалась однозначно. «То, что происходит, не имеет ничего общего с действиями молодежи, требующей улучшения своего социального положения, - говориться в официальном обращении полицейского профсоюза Action police. - Речь идет о людях, объявивших войну Республике». Как сказал один из руководителей полицейского профсоюза Лоик Лекуплие. «За последние месяцы ситуация значительно ухудшилась, - заявил другой член объединения Бруно Бешицца. - Они одержимы желанием убивать полицейских, рвать их на части». Общенациональный профсоюз офицеров полиции (SNOP) потребовал предоставить полицейским в пригороде Сен-Дени подкрепления, утверждая, что живущая там молодежь готовится к массовым беспорядкам в честь годовщины событий осени 2005 года.

Между тем, большая часть политиков требует от полицейских толерантности, гуманности и терпимого отношения к «обездоленной мультикультурной молодежи». Налицо полное отсутствие политической воли. Удивительно и другое. Коренное население страны, большинство которого, согласно многочисленным опросам ожидает от правительства решительных действий, даже не пытается самоорганизоваться для того, чтобы дать отпор мятежникам или потребовать от руководства страны выполнить свой долг, что, несомненно, сделали бы американцы или жители Восточной Европы. Похоже что времена Карла Мортелла и Жанны Д'Арк канули безвозвратно. И все это, как ни прискорбно, говорит о начале заката Европы. Но при этом следует отметить, что и в нашей стране присутствуют почти все те же, за исключением пассивности населения, тенденции. Пусть и не в таком масштабе. Но это, как говорится, вопрос времени.