Кто готовит "кровавое воскресенье" в Москве
Петр Иванченко

Кто готовит "кровавое воскресенье" в Москве

Или почему «по Лужкову плачет тюрьма»


Год назад в Москве, 4 ноября в День Национального Единства состоялся «Русский марш», ставший настоящим шоком для столичных властей и либеральной общественности. С администрацией тогда вопросы решали представители прокремлевского Евразийского Союза молодежи, о котором злые языки говорят, что в нем попытались скрестить креатив нацболов и деньги Суркова. Видимо поэтому разрешение на марш, который планировался, как «антиоранжевое» мероприятие, было получено достаточно легко. Но в силу малочисленности ЕСМ привлек к участию представителей патриотических организаций, призывы которых, в свою очередь привели на шествие многих москвичей, не состоящих в политических организаций, но откликнувшихся на их лозунг «Россия против оккупантов». В результате вместо запланированного протеста против «оранжевой чумы» лейтмотивом марша стало национальное возрождение и противодействие незаконной миграции. На московские улицы вышло несколько тысяч человек – от 2 до 10 тыс. по разным данным. Наиболее многочисленной и организованной была колонна ДПНИ. Не обошлось и без провокаций – члены так называемой «Антифы», пытаясь устроить потасовки, забрасывали демонстрантов файерами. А затем некие молодые люди, затесавшиеся в ряды участников Марша, вскидывали руки в нацистском приветствии перед камерами репортеров.

Первоначально СМИ попытались попросту проигнорировать происшедшее – почти все телеканалы не обмолвились о «Русском марше» в первые два дня ни единым словом. И лишь, когда стало очевидным (главным образом благодаря Интернету), что далее скрывать правду нельзя, появились материалы, где мероприятия представлялись как некая вылазка неофашистов. Тут как нельзя лучше пригодились фотографии с вскинувшими руку провокаторами. Между тем, «Русский Марш» вызвал значительное воодушевление не только среди патриотического движения, но и среди москвичей, и жителей других городов, что недовольны невнятной национальной и миграционной политикой руководства страны.

Таким образом, нетрудно было предположить, что «Русский Марш» в этом году (а участники первого Марша приняли решение проводить его каждый год) соберет гораздо большее число участников. Нечего удивительного, что либеральная общественность, а также те государственные чиновники, что либо имеют коррупционные связи с национальными диаспорами, либо боятся ответственности, предприняли и прилагают все усилия для не допущения «Русского Марша – 2006». Думаю, что не последнюю роль в происходящем сыграла и позиция Президента России по национальному вопросу, сравнительно недавно озвученная. Видимо не случайно ряд президентских тезисов оказался вполне созвучным требованиям ДПНИ и некоторых других аналогичных организаций. Это вызвало настоящую панику, как среди коррумпированных чиновников, так и среди «правозащитников» и иных либералов, готовящих на западные деньги «оранжевую революцию» в нашей стране. Понятно, что демонстрация всенародной поддержки президентских инициатив им совершенно не к чему.

После многократных призывов либералов власти Москвы заявили, что никаких шествий и митингов 4 ноября в День национального единства не допустят. Об этом, в частности на пресс-конференции в Москве сообщил начальник управления по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы Николай Куликов. «Позиция мэра и правительства Москвы единая - мы не допустим никаких «провокационных» шествий и митингов», - отметил Куликов.

Заявление чиновника правительства столицы вызвало соответствующую реакцию в рядах организаторов «Русского марша». Депутат Госдумы от фракции «Родина» Андрей Савельев в частности заявил, что Лужков снова и снова нарушает Конституцию России, которая разрешает гражданам проведение шествий в дни национальных праздников. «По Лужкову давно тюрьма плачет, - отметил Савельев. - Кто он такой, чтобы запрещать или разрешать проведение массовых мероприятий? Его раздражает марш русских людей? Пусть тогда едет в другую страну, где маршируют представители других национальностей… Могу сказать со всей определенностью: мы не допустим, чтобы Лужков запретил проведение шествия 4 ноября». Депутат Госдумы Андрей Савельев также заявил, что завтра он напишет Лужкову личное письмо и перечислит все статьи Конституции, которые нарушает мэр, запрещая Марш.

С Савельевым проявил солидарность также депутат Госдумы Николай Курьянович (ЛДПР). Он в частности сказал: «Это заявления безграмотных политиков. Они идут вразрез с чаяниями народа. Официальных решений нет, поэтому можно с уверенностью сказать, что подобные заявления просто крутятся и поджариваются день ото дня, как на сковороде. Я знаю, что различные администрации завалены обращениями простых граждан, протестующих против запрета «Русского Марша». Я также знаю, что ни один из вопросов о «Русском Марше» не был пропущен цензурой на пресс-конференции Президента Путина. А их было много, - ни один не прошел в эфир. Еще раз заявляю: «Русский Марш» пройдет при любой погоде. И в список врагов народа войдёт тот, кто запретит наше шествие».

Но стремление столичных властей запретить проведение «Русского Марша» оказалось не единственной проблемой, с которой столкнулись организаторы мероприятия. Три организации. позиционирующие себя как «православно-патриотические», заявили о своем выходе из оргкомитета и намерении провести свой, альтернативный марш. Представители Союза православных граждан (СПГ), движения «Народный собор» (НС), и Союза православных хоругвеносцев указали, что они намерены «жестко дистанцироваться» от любого рода экстремизма и поддерживать только идеи народного единства России. «Наше мероприятие - мирное. Мы стремимся показать силу и яркость христианской традиции в России в единении народа под православными стягами», - заявили представители православно-патриотического комитета «Правый марш-2006» в резолюции, текст которой был представлен журналистам. При этом они отметили, что как в прошлом, так и в этом году «некоторые маргинальные организации экстремистского толка хотели бы использовать марш в «национал-оранжистских» целях, прикрываясь риторикой о «борьбе с нелегальной иммиграцией». Координатор движения «Народный собор» Олег Кассин отметил, что главной причиной выделения из общей колонны «Русского марша» является участие в нем людей самых разных религиозных и политических взглядов, поскольку… «враждебные силы пытаются теперь дискредитировать патриотическое движение, смешав его благонамеренную часть с различного рода племенными националистами и фашиствующими элементами. Поэтому мы уверены, что здесь нужно четкое разделение».

Отметив, что хотя организаторы «Русского марша» и сняли одиозную фигуру лидера «Славянского союза» Дмитрия Демушкина, бывшую «камнем преткновения», господин Кассин считает, что организаторы «Русского марша», пригласив для участия в нем значительное число людей с разными взглядами, не могут отвечать за то, как они себя поведут, а, следовательно, и давать стопроцентную гарантию того, что провокаций не будет. «На своем же мероприятии мы это гарантируем», - подчеркнул Кассин.

Решение этих организаций выглядит несколько странным, если учесть, что до этого все перечисленные выше обстоятельства не помешали им войти в оргкомитет Русского Марша. Заметим, что все эти три организации карликовые, и представлены главным образом своим руководством. Так СПГ, который небезосновательно связывают с «православными» модернистами, абсолютно не популярен среди церковного народа, и не понятно кого представляет. Во всяком случае, в прошлогоднем Марше он был представлен, по-моему, лишь своим пресс-секретарем Кириллом Фроловым, который не пропускает не одного политического мероприятия из соображений PR-а. Что касается НС, то это организация (так же крайне малочисленная) явно лепилась с ДПНИ. И потому печать вторичности лежит на всех ее начинаниях. Даже лидер «Собора» Олег Кассин, баркашовец в недавнем прошлом (теперь раскаявшийся, и именующего бывших соратников экстремистами) именует себя «координатором движения», как и Александр Белов. СПХ, хорошо известный по крестным ходам и молитвенным стояниям 90-х, похоже, сегодня так же переживает кризис. Во всяком случае, на каждом мероприятии, в котором они участвуют, хоругвеносцы просят окружающих держать их хоругви, поскольку их самих для этого просто не хватают.

Свое альтернативное мероприятие они назвают «Правым маршем», видимо постеснявшись использовать «фашистское» и «нетолерантное» слово «Русский». Организаторы «Правого марша» намерены праздновать «День народного единства, а не День ненависти и зоологического расизма» и поднять на своих знаменах лозунги борьбы за Россию как за «великое континентальное православно-имперское государство - авангард православной цивилизации». «Правый марш» - это скорее религиозное мероприятие, а не мирское, в отличие от «Русского марша». Мы хотим сделать больший акцент на создании не политического, а именно религиозного движения», - заявил председатель Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич. Мессидж был принят московским правительством, и хотя «альтернативщикам», марш не разрешили, зато предоставили для «молитвенного стояния» весьма престижную площадку – Славянскую площадь.

«Меня удивляет эта монополия на Православие, заявленная несколькими организациями, названия которых мне мало что говорят, - отметил Дмитрий Рогозин. - Скорее речь идет о том, что небольшая группа граждан оказалась под неким внешним давлением, заинтересованном в том, чтобы спровоцировать раскол в Оргкомитете «Русского марша» и изобразить разрозненность внутри Организационного комитета».

Согласно информации из источников близких к оргкомитету «Правого марша», решение пойти на раскол было продиктовано следующими соображениями: продемонстрировав «толерантность» и дистанцировавшись от «этно-националистов», получить разрешение московского правительства, и собрать на свое мероприятие, всех тех, кто побоится идти на запрещенный «Русский марш». Таким образом, они рассчитывали заявить о себе, совершенно справедливо полагая, что в общей колонне они останутся практически незамеченными. Есть и другая версия причин решения «конструктивных националистов», так же озвученная Дмитрием Рогозиным. «Я не исключаю того, что покинувшие оргкомитет организации в связи с отказом столичных властей дать разрешение на проведение марша, решили пойти на некую организационную хитрость, чтобы еще раз попытаться получить разрешение на марш, теперь уже на альтернативный в установленном законом порядке», - отметил политик. Так что, вполне вероятно, что мнимый «раскол» был организован лишь для того, чтобы получить разрешение, и на Славянской площади будут не только НС, СПХ и СПГ, но и все те организации от которых они якобы «открещивались». Что же касается Кассина и Симоновича – Никшича, то это вполне возможно. Ну а Кирилла Фролова, скорее всего, использовали в темную. Впрочем, очень скоро все станет ясно. Хотя,по большому счету, важно другое. Ситуация с Днем Национального единства, во время празднования которого московское правительство запрещает русским людям провести праздничное шествие по русскому городу, помимо всего прочего, говорит о жесткой оппозиции президентскому курсу (чего стоит одно выражение Лужкова, ставшее крылатым: «Звучат фашистские призывы – «русские объединяйтесь»(!)). После незначительного простоя все грузинские казино в Москве работают в прежнем режиме. Несмотря на заявления Владимира Путина, ситуация на рынках и не думает меняться. Ненужно быть пророком, чтобы понять, что все начинания Кремля по нормализации межнациональных отношений будут встречать жесткое противодействие. И, прежде всего, в Московском регионе. Что не удивительно, если учесть тесную смычку столичных властей с рядом диаспор. При этом одной из важных задач для них является лишить федеральное руководство народной поддержки. И ситуация с Маршем – именно тот случай. В конце концов, Лужков прекрасно понимает, что никакой угрозы общественному порядку это мероприятие не несет. Более того, позволяет канализировать протестные настроения в цивилизованное русло, и, дать, как говорится, людям выпустить пар. В то же время запрет, или еще «лучше», силовой разгон «Русского Марша» дискредитирует в глазах людей не столько московские власти, сколько Кремль. «Что же, Путин разрешил нас разгонять, или не сумел запретить это сделать Лужкову?», - вполне вероятно, что таким вопросом задастся немало москвичей.

…Сегодня остается совсем немного времени, чтобы не допустить превращение Дня Национального Единства в Кровавое воскресенье.