В Варшаве — торжество, в Вильнюсе — трясучка
Борис Джерелиевский

В Варшаве — торжество, в Вильнюсе — трясучка

Напуганные собственным самовольством, литовцы просчитывают грядущие убытки

Белорусский кризис стал настоящим триумфом Варшавы. Да, да, поляки вновь почувствовали себя субъектами европейской политики: мол, они бросают вызов Москве и объединяют под своей державной дланью народы Восточной Европой, воскрешая геополитические проекты Юзефа Пилсудского.

Однако этот оптимизм далеко не все разделяют в Вильнюсе — втором непосредственном спонсоре белорусского мятежа. Это вполне понятно, ведь в Люблинском треугольнике и проекте «Межморье»,Литве отведена не доминантная, а подчиненная роль.

Кроме того, беломайдан явно пробуксовывает, быстрой победы, обещанной Варшавой, не последовало. Более того, Минск, отказавшись от литовского транзита и других экономических контактов, уже нанес весьма ощутимый удар Вильнюсу, предоставившему убежище площадку Тихановской и выступившему как плацдарм для белорусских мятежников.

И сейчас в Литве все больше людей приходят к выводу, что за право таскать для Варшавы из огня каштаны их стране придется платить слишком большую цену. И это не только «ответка» от Минска, способная нанести изрядный ущерб и так дышащей на ладан экономике Литвы. В Вильнюсе всерьез опасаются того, что их движение в варшавском кильватере, не совпадающем с установками ЕС, может вызвать серьезное недовольство Брюсселя.

Так, депутат Сейма Литвы от «либерального движения» Симонас Гентвилас заявил, что, объявив санкции против РБ и ее президента, Прибалтика «играет с огнем». Особую озабоченность парламентария вызвал волюнтаризм Вильнюса, который объявил санкции, не согласовывая эти действия с Брюсселем.

«Наше государство ввело санкции без согласования общеевропейской позиции. Но Беларусь может жёстко ответить. Мы рискуем не только в экономическом ключе, но также и с точки зрения безопасности. Теперь я не могу исключать даже военную агрессию или как минимум вспышку на литовско-белорусской границе. Ведь Лукашенко теперь нужно подтверждать, что он сильный руководитель, крутой парень. И как верховный главнокомандующий он вполне может пойти на мобилизацию армии», - заявил Гентвилас, заметив, что в этом случае Лукашенко может закрыть границу с Литвой, объяснив это «чем угодно для легитимности: например, пандемией».

В этой ситуации у Вильнюса не будет оснований требовать поддержки у ЕС, поскольку он свои действия, приведшие к этим последствиям, с ним не согласовывал.

Кроме того, по мнению депутата от «либерального движения», столь очевидные антибелорусские шаги понудят Минск к сближению с Москвой и к полноценной интеграции в рамках Союзного государства. Его опасения разделяет парламентарий Наглис Путейкис, в интервью Euronews признавший более разумным «взять паузу и пока промолчать, чем спешить вперёд Брюсселя с введением санкций». При этом депутат полагает, что фигура Лукашенко была не самой худшей для Прибалтики.

«Теперь мы можем увидеть повторные выборы с выдвижением по-настоящему пророссийского кандидата. Не удивлюсь, если России это удастся. Она умеет проводить масштабные политические кампании», - поделился своими опасениями парламентарий.

Ситуация для лимитрофов, действительно, складывается аховая. Первый штурм вершин власти в Беларуси не удался, и мятежники, вернее, их покровители берут курс на длительную осаду. Однако ни Польша, ни, тем более, Литва, не обладают необходимыми ресурсами для того, чтобы взять «Батьку» измором.

Получить от США сверх того, что уже было выделено на «продвижение демократии» в Белоруссии, маловероятно. У Вашингтона сейчас и собственных трат «выше крыши». Брюссель хотя вроде и собирается выделить некоторые суммы на поддержку мятежа, едва ли готов взять его полное финансирование. Более того, ряд стран ЕС категорически против втягивания организации в новую конфронтацию с Россией уже на почве белорусского кризиса и открыто негодуют на «самовольство» Польши и Прибалтики, «подставляющих» остальных членов.

Таким образом, в случае неудачи в деле захвата власти в Беларуси, Литва рискует получить в лице сохранившего власть Александра Лукашенко (или его преемника) противника, видящего в ней не экономического партнера, а заклятого врага. Вот уж воистину, «в чужом пиру похмелье» для Вильнюса.