Как воспитывают толерантность в Карелии
Петр Иванченко

Как воспитывают толерантность в Карелии

14 ноября в Кондопоге начался первый судебный процесс по делу о массовых беспорядках на межэтнической почве, которые произошли в этом городе в начале сентября. Перед судом предстал житель Кондопоги Сергей Мозгалев, которого следствие считает одним из зачинщиков массовой драки в местном ресторане «Чайка», повлекшей беспорядки. Мозгалев обвиняется в хулиганстве и нанесении побоев (часть 2 статьи 213, часть 2 статьи 116 УК РФ). Следствием установлено, что Мозгалев и его приятель Юрий Плиев избили бармена и администратора ресторана «Чайка». Произошедший инцидент стал поводом для массовой драки, в которой были убиты двое местных жителей. В убийстве же обвиняются чеченцы.

Это происшествие спровоцировало в Кондопоге антикавказские выступления, участники которых подожгли и разгромили несколько торговых точек и автомобилей, принадлежащих выходцам с Кавказа. В ходе предварительного судебного слушания, состоявшегося 2 ноября, Кондопожский городской суд отклонил ходатайство адвоката Мозгалева об исключении из списка прокуратуры одного из вещественных доказательств. Также суд отказался выполнить просьбу подсудимого изменить ему меру пресечения (арест) на подписку о невыезде.

Когда началось рассмотрение дела по существу, родственники и друзья Мозгалева обратились в суд с просьбой объективно рассматривать данное уголовное дело. «Они опасаются, что из Мозгалева сделают «козла отпущения», главного виновника массовых беспорядков. Если он виноват в избиении бармена, то пусть его за это и судят, не примешивая сюда политику», - сказал представитель инициативной группы горожан, созданной для переговоров с властями после беспорядков в Кондопоге, Юрий Захарнев. По словам судьи Кондопожского городского суда Василия Федотова, судебное заседание будет открытым, никаких экстраординарных мер безопасности в связи с этим не планируется.

По уголовным делам, возбужденным по фактам массовых беспорядков и поджогов (статья 212 и часть 2 статьи 167 УК РФ), в настоящее время предъявлены обвинения восьми жителям Кондопоги, участвовавшим в погромах и поджогах. Всем им избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

Кроме того, 15 сентября возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 293 УК РФ (халатность) в отношении должностных лиц Кондопожского ГОВД, которые не приняли мер по предотвращению и пресечению преступлений и правонарушений у ресторана «Чайка».

Примечательно, что совершенно не слышно ни о каком делопроизводстве в отношении самих убийц – чеченцев, убивших русских парней, не имевших ни малейшего отношения к драке с барменом. Возможно, за этим стоит стремление «не обострять ситуацию» и не злить Рамзана Кадырова. А то, вдруг и вправду двинет в Карелию войска – порядок наводить.

«Реакция властей и значительной части прессы на трагедию в Кондопоге превращается в откровенное издевательство не только над самой идеей правосудия, но и над здравым смыслом, - считает московский аналитик Максим Кустов.- Вот одно из типичных сообщений о происходящем: «Суд над зачинщиком драки в ресторане, принадлежащем выходцам с Кавказа, начинается сегодня в Кондопоге. Именно эта драка дала толчок массовым беспорядкам на национальной почве. На скамье подсудимых – 33-летний Сергей Мозгалев. Его обвиняют в хулиганстве и побоях.… Второй инициатор драки в ресторане «Чайка» Юрий Плиев до сих пор скрывается от следствия». В общем, убийства – это чепуха, это не главное, всего лишь «толчок к массовым беспорядкам».

Итак, судят не тех, кто убивал и калечил. Подумаешь, горячие «выходцы с Кавказа» парочку русских до смерти забили, а нескольких до полусмерти. Кого это вообще волнует? Неужели по этому поводу Общественная палата заседание устроит, или «правозащитники» возмутятся? Смешно и думать о таком.

Например, в Москве, 1 ноября хоронили 23-летнего Александра Подрезенко, убитого после ссоры с кавказцами пятью ударами ножа (четыре удара были нанесены в спину и один, смертельный, в сердце). Друг погибшего попал в реанимацию с ранением печени. Не дожил Александр до Дня народного единства. Через несколько дней в одной из криминальных программ показали пойманного убийцу. Откуда нож взялся, он понятия не имел, а убивал, разумеется, защищаясь. Почему при этом нужно было четыре раза ударить ножом в спину, уточнять не стали. По другой программе в это время «говорящие головы» всерьез обсуждали вопрос: откуда это ксенофобия у людей берется? К родным погибшего и к его другу они за ответом не обратились.

…Когда состоится суд над убийцами из Кондопоги, никому не ведомо. Ищут ли вообще тех, кто убивал – тоже. Видимо, следствие еще не договорилось с диаспорой о том, каким, наименее значимым ее членам все-таки придется немного посидеть.

Показательно, что из информационных сообщений исчезли сообщения о тех, кого забили не до смерти, а только изувечили (в первые дни после трагедии сообщения об этих людях были).

В этот же день, в другом месте нашей страны – в Москве, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков дал пресс-конференцию в Центральном доме журналиста, приуроченную ко Дню толерантности (есть такой оказывается). По его словам, толерантность отличается от терпимости. Терпимость - это когда в населенном пункте есть храм, мечеть, синагога и верующие не разрушают храмы друг друга. А толерантность - это когда, например, православные помогают строить синагогу или мечеть, а мусульмане помогают православным восстанавливать свой храм. Видимо, то, что православные выстроили иноверцам дома, в которых они живут, магазины, рынки и рестораны, в которых они торгуют и гуляют (в том числе и в Кондопоге), до уровня «толерантности» все же не дотягивает. Чтобы его достичь нужно все-таки обязательно мечеть построить. А так – «не зачет». Ведь, как сказал Тишков: «Толерантность - это не данность, а активная позиция, предполагающая действие», которую «надо воспитывать». Чем собственно и заняты правоохранительные и судебные органы Карелии.