Рогозин превратился в политического лилипута
Ярослав Таманцев

Рогозин превратился в политического лилипута

Эксклюзивное интервью с главой Русской общины Украины Константином Шуровым

- Эксперты предсказывали отставку главы МИД и министра обороны Украины, действия которых идут вразрез с политикой правительства Украины. Неужели Ющенко отстоял «оранжевых» министров?
- Ветви власти просто договорились, решив, что пока менять г-на Тарасюка, который запрещал говорить на русском языке, не имеет смысла. Русофобские документы, рождающиеся в дипломатическом ведомстве Украины, посчитали неактуальными. С другой стороны, это показывает истинное отношение к проблеме лидеров Партии регионов, включая самого г-на Януковича. Сейчас самое главное для тех, кто находится у власти сохранить какую-то видимость консенсуса в высших эшелонах власти. Ведь уже внутри и Партии регионов, и «Нашей Украины» нарастают раздражение и непонимание по многим вопросам. Единственно, кто находится в выжидательной позиции, так это Юлия Тимошенко, которая пытается консолидировать свою фракцию. Правда, при этом часть ее людей голосует за решения Антикризисной коалиции.

- Дела в экономике и социальной сфере Украины складываются не самым лучшим образом. Иные предрекают дефолт. Что же правда, а что преувеличение?
- Ряду государственных служащих задерживают выплату различных премий и пособий. Видимо, таким образом пытаются как-то сэкономить средства для того, чтобы залатать дыры в бюджете. Это еще одно косвенное доказательство того, что в экономике Украины не все в порядке. Одни готовят, что «рост» экономики составляет 0,2%, другие, что «минус 0,2%», но в реальности все очень сложно. И более-менее ясная картина проявится только к весне. Пока же мы констатируем рост расходов на жилищно-коммунальные услуги. Только в Киеве с 1-го декабря они вырастут в 3 раза! Это не оговорка. В других регионах, по некоторым данным, рост составит 2-2,5 раза. Правительство Януковича приняло в достаточно плачевном состоянии экономический блок страны.

Отдельная тема - гуманитарный блок. Недавно г-н Кушнарев озвучил, что в Раду будет внесен базовый законопроект о языках на Украине, который, тем не менее, не рассматривался даже во фракции Партии регионов. О нем было масштабно заявлено, но обсуждения не было вообще. Характерная секретность, не правда ли? Кроме прочего, это еще один штрих истинного состояния в украинской внутренней политике.

- Претворение в жизнь предвыборных обещаний Партией регионов даже в языковой сфере выглядит в действительности неадекватным?
- Складывается впечатление, что регионалы боятся обсуждать с русскими организациями сам законопроект по языкам из-за того, что мы подвергнем его остракизму. Но законопроект не видят ни депутаты, ни представители русских и русскоязычных организаций.

- Может, присутствует желание не раздражать как раз националистические силы в «оранжевых» кругах?

- «Оранжевые» будут в любом случае выступать против русского языка. Но кто же тогда будет выступать в его поддержку, когда мы даже не знаем законопроект? Нас снова отсекают от принятия решений и говорят: «Воспринимайте все как должное». А мы не согласны с этим категорически.

- От «Нашей Украины» на днях в Раду был внесен законопроект о недопустимости размещения на территории Украины иностранных военных баз, включая Черноморский Флот России. На этом было заострено главное внимание. И тут же президент Ющенко заявил, что после 2017г. на Украине не позволят размещать российские корабли…

- Отношение к Флоту наглядно демонстрирует раскол в стране, который только углубляется. Люди, которые находятся в партии «Наша Украина» никак не могут понять, что вода утекла, 2004г. давно кончился, а 2006-й уже заканчивается. Этими шагами они только лишь подчеркивают, что взгляды тех, кто живет на Галичине и имеет соответствующую систему взглядов, совершенно не совпадают с точкой зрения Востока и Юга Украины. Жители Востока и полуострова Крым не воспринимают Черноморский Флот России как иностранный. Пусть даже Украина считается независимым государством.

- Тем не менее, во время работы в комиссии по Черноморскому Флоту г-н Огрызко обязал россиян не использовать государственную символику на военных объектах в Крыму, потребовал даже убрать надписи на русском языке. Как расценивать это?
- Это было. Напомню, что в марте этого года Огрызко демонстративно отказался разговаривать на русском языке. Трое участников конференции, в том числе и я, были вынуждены переводить для других участников то, что говорил Огрызко. Такая тактика украинской стороны именно призвана вызвать раздражение и «потерю лица» у российских дипломатов, чтобы они среагировали. С другой стороны, идет показ атлантистам, что «оранжевые» по-настоящему прозападные и пушистые.
Наверное, им хочется, чтобы ситуация в Крыму была такой же, как и в Грузии. Но в Грузии Россия не имеет больших экономических интересов. Так что если американцам хочется иметь еще один Ирак или Афганистан, они там будут его иметь. Чем скорее они туда придут, тем скорее все это начнется. И тем быстрее Грузии придется ради спасения подписывать новый Георгиевский трактат.

- В Киеве активизировалась часть российского истеблишмента, которая оказалась невостребованной в Москве. Речь идет об аутсайдерах на политической арене. В свое время г-н Рогозин разгуливал по Майдану с «оранжевым» шарфом. Сейчас он пытается снова занять нишу, к которой имел отношение в бытность главой Конгресса Русских Общин?
- Во-первых, Рогозин не разгуливал по майдану, а стоял рядом с Ющенко. А его товарищ г-н Бабаков, который ныне возглавляет «Родину», решал с родным братом Ющенко Петром экономические вопросы.
Я не могу сказать, стоят ли за этим деньги Березовского. Анализ позволяет сделать вывод, что наличие в рогозинской команде г-на Белова (Поткина) является попыткой занять определенную русскую и русскоязычную нишу на Украине. Когда г-н Белов заявил, что будет защищать русских на Украине, я ответил, что мы сами в состоянии и будем себя защищать. Вообще все это с их стороны смахивает на провокацию. В докладе Рогозина имеется дичайшая вещь: «С точки зрения прагматической политики и экономических интересов страны России абсолютно неважно будет ли русский язык государственным, или нет. Это внутреннее дело Украины». В ответ на это я завил, что позиция о статусе русского языка на Украине и вообще в мире обозначена в докладе президента Российской Федерации Владимира Путина, где он сказал, что русский язык – одно из приоритетных направлений в работе. Россия внимательно смотрит на то, как решается ситуация с русским языком на Украине. Вопрос о статусе русского языка на Украине четко вписывается в контекст выступления президента РФ и выражает, в первую очередь, желание самих граждан Украины, чтобы русский язык был государственным. По последним опросам, этого желает более половины граждан Украины - около 60%.
Рогозин же приезжает в Киев и заявляет, что «никакой насильственной украинизации в формате прибалтийских республик на Украине речи не идет». Это или ложь, или явное незнание ситуации. С 1989г. на Украине запрещено воспитывать детей в детских садиках на русском языке. В 1999г. Конституционный Суд принял решение о запрете получения образования на русском языке. Из более22 тысяч школ с русским языком обучения сегодня на Украине осталось 1430. Это менее 6,5%. А мировая практика показывает, что если в менее 10% школ изучается язык, то он находится под угрозой исчезновения. Мы знаем, что в школах с украинским языком обучения дети утратили письменную форму русского языка. В предложении из 10-12 слов они делают по 20 ошибок. Теперь на повестке дня стоит уже утрата разговорного языка. И человек, который заявляет о защите наших интересов, считает, что языковой проблемы здесь не существует! Мы не нуждаемся в условиях г-на Рогозина по защите русского языка. Для этой цели у нас есть правительство и президент РФ, Закон о соотечественниках. Если есть политические силы, которые готовы с нами сотрудничать. Мы открыты для них. Но никто не должен учить, что нам делать. Когда 2,5 года назад мы обратились к г-ну Рогозину, когда он был руководителем фракции, за помощью. Он проигнорировал наше предложение. А сегодня у него возникли проблемы на политическом поле России. Он пытается начать свое возрождение как политик в Киеве. К сожалению, увы. Сильным политиком он был, когда отстаивал интересы России. Его делала сильным идея. Я был просто поражен, когда сильный политик с потерей ориентиров превратился в политического лилипута. Своими действиями, на мой взгляд, Рогозин наносит очень большой вред России.

- Константин Викторович, как можно охарактеризовать политическую обстановку на Украине?
- Украина пошла в раздрай. Кучма был един во всех лицах и еще как-то мог примирить Запад и Восток. На сегодня такого лидера нет. Если ехать от Днепра на восток через Харьков, Воронеж, Белгород, на Урал и до самого Владивостока, то можно увидеть одни праздники, одних героев, одни святыни и одну веру. А от Днепра на запад, обычаи разные, разные герои и разная вера. И этот разлом уже непреодолим.
Но главное в том, что Россия строит абсолютно новую политику в отношении Украины. Думаю, это будет очень жесткий прагматичный подход ко всем экономическим вопросам. Это четко обозначил президент России, когда заявил, что тем, кто хочет содержать «оранжевую» революцию, придется раскошелиться. Это может быть кто угодно. Но Россия больше не будет дотировать никакие политические эксперименты на Украине.