«Нехта» и Майдан
Кирилл Ростовцев

«Нехта» и Майдан

Польский инструмент белорусской дезинтеграции

Итак, Беломайдан всё же отправился на помойку. Как и ожидалось, без хорошо подготовленных и годами взращиваемых «сотен» (вроде тех, что мы видели в Киеве) все цветные революции подобного типа обречены на слив. Почему? Всё очень просто — накопленный пар выходит наружу, модные митинги быстро наскучивают, а «креативный класс» возвращается в клубы и кофейни. Именно это и происходит в Белоруссии, где с каждым днём «всенародный протест» становится всё менее заметным.

Тем более, что ясно уже сейчас — никакого всенародного протеста и не было. По сути, была еще одна версия Болотной — хорошо срежиссированная, но абсолютно пустая внутри. В итоге местные хомячки разбрелись по домам, заводы снова заработали, а наиболее активные провокаторы получили заслуженные дела. Теперь самый главный вопрос — как получилось, что сравнительно малочисленной белорусской оппозиции на каком-то этапе действительно удалось создать картинку тотального протеста против «бацьки»?

Ответ очень прост — к этому привела недальновидная политика самого Лукашенко, который в условиях нарастающих провокаций пошел на отключение Интернета, чем сам же создал условия для однобокого и предельно маргинализированного освещения происходящих в стране событий. Установив информационную блокаду, «бацька» сдал информационный фронт в руки тех, кто давно к этому готовился, и тут ведущую роль сыграл телеграм-канал NEXTA. Набирая по сотне тысяч подписчиков в день, он не только превратился в абсолютного лидера на данном направлении, но и вообще стал самым популярным каналом во всем русскоязычном сегменте телеграма, преодолев отметку в 2 млн. подписчиков.

При этом никаких попыток сыграть в «непредвзятый анализ» со стороны администраторов канала даже не наблюдалось — уже изначально данный ресурс позиционировался исключительно как координатор революции. В нём публиковались призывы к насилию, оперативно обновлялись карты милицейских кордонов, но самое главное — шел непрерывный поток фото- и видеоматериалов, создающих иллюзию, что режим Лукашенко обречен, что на улицы вышла вся Белоруссия, и еще совсем чуть-чуть — и Тихановская на белом коне въедет в президентский дворец, после чего все заживут счастливо, весело и богато.

Самое потрясающее, что даже в те часы, когда Интернет лёг по всей стране, NEXTA выставляла ролики, записанные буквально пару минут назад, причем в самых жарких местах. Еще интереснее, как на канал попадали видео, снятые со стороны белорусских силовиков, их передвижения и переговоры. Очень быстро сложилось впечатление, что у канала есть не только источники, но и союзники в силовых структурах, те люди, которые рассчитывают на головокружительную карьеру в случае переворота, благо, что Украина дала на этот счет много примеров.

Что же касается тех, кто всем этим рулит, то имена данных людей известны, и проживают они далеко не в Белоруссии. Самое главное из этих имён — Роман Протасевич, матёрый белорусский оппозиционер с польским паспортом, обитающий в Варшаве. Учитывая, что последняя является не только проводником американских интересов, но и чрезвычайно активным региональным игроком, данный канал является ничем иным, как еще одним, в данном случае адаптированным к белорусским реалиям инструментом глобальной стратегии цветных революций. Что же касается оперативного подчинения, то, по имеющимся данным, этот проект действует в рамках Центральной группы психологических действий — небезысвестной структуры, представляющей из себя польский аналог украинских ССО.

Но вернёмся к контенту. Поскольку речь шла об агрессивной краткосрочной стратегии, достоверностью передаваемой информации никто не заморачивался. Напротив — NEXTA ставила любой фейк, лишь бы он поддерживал градус протеста и не давал ему затухнуть. Манипуляции с цифрами, ужасающие истории об избиениях и изнасилованиях задержанных, рассказы о забастовках с заводов, работники которых ничего об этом не слышали — в ход шло всё. В итоге уже сейчас становится ясно, что большая часть призывов шла от откровенных провокаторов, а в почти 70% размещенной на канале информации содержалась либо явную ложь, либо очень сильное искажение фактов.

Скажется ли это на доверии к Нехте (именно так Протасевич просит называть своё творение)? Навряд ли. Адекватные люди, которых в Белоруссии большинство (судя по тому, что 80% проголосовало за Лукашенко), изначально понимали, чьи уши торчат из этого канала, а те, кому на это плевать — так им плевать и на достоверность информации, которую льют им в глаза и в уши. Эти персонажи жаждут крови и «движа», и ради этого они готовы поглощать самые отборные медийные экскременты.

Важно другое — NEXTA не является каким-то уникальным феноменом, это всего лишь хорошо смонтированная конструкция, которая выстрелила в том числе благодаря ошибкам белорусских властей. И эта конструкция — далеко не единственная. Мало кто заметил, что за период пандемии в русскоязычном сегменте Telegram возникли десятки сереньких каналов, быстро раскрученных до стотысячного значения. На данный момент эти каналы распространяют нейтральный контент и выполняют роль «спящих ячеек». Вот только является ли случайностью, что во время абсолютного искусственных протестов в Хабаровске кое-какие из этих каналов очень быстро подхватили митинговую повестку на Дальнем Востоке? И есть ли гарантия, что в случае политической нестабильности мы не получим Нехту уже в России? По-моему, ответ очевиден.