Кирилл Фролов

Архитектурная геополитика: любовь к Ющенко и ненависть к Москве

Непримиримый враг московских властей и лучший друг антироссийских оранжевых вождей самостийной Украины Александр Лебедев ополчился на Москву, как на столицу России. Да, да, именно на Москву, а не на ее мэра, ведь господин Лебедев молчит, когда Юрия Лужкова есть за что критиковать - за непонимание в вопросе преподавания«Основ православной культуры» в школах, за поддержку проекта «Московской Мекки» на Олимпийском проспекте с несоразмерными центру минаретами в 75 метров (никто не против мечети, речь идет о размерах, высоте и непонятной встроенности в проект нового здания Первого канала). Иначе как последовательной москвофобией нельзя назвать защиту странных решений Арбитражного суда, результатом которых может стать многолетний зияющий пустырь на месте древнего Зарядья, рядом с Кремлем. Такая трогательная забота о москвичах и облике столицы Святой Руси.

Еще более показательна ненависть Александра Лебедева к «небоскребам», то есть, ко всему, что выше 25 этажей. Это также москвофобия, курс на провинциализацию Москвы, на ее расстоличивание. Строительство небоскребов - это свидетельство бурного экономического и градостроительного роста, «архитектурная геополитика». Например, исламские страны, демонстрируя конкурентоспособность, возводят масштабные градостроительные проекты. Так же и китайцы. Поэтому призывы Лебедева к «маленькой уютной Москве» без небоскребов и транспортных развязок не просто маргинален, но и антинационален. Насколько же надо не любить Москву, чтобы всерьез воспринимать сплетни из «Живого журнала» о трещинах в башне «Федерация». Как же хочется Лебедеву, чтобы вместо «Сити» рос бурьян, а вместо Зарядья зияла дыра и ржавые башенные краны, чтобы Пушкинская площадь и Тверская так и увязли в пробках, ведь нетничего страшнее тоннеля!

Есть основания полагать, что вся эта москвофобская демагогия - не просто вкусовщина депутата и банкира. Это связано с его ющенкофилией, то есть, защитой антироссийской "оранжевой революции" на Украине и ее «героя» и «вождя» Ющенко, с которым Лебедева связывают бизнес-интересы. Причем здесь особые отношения с Ющенко и такая нелюбовь к Москве?Лебедев защищает украинство, украинский проект, который по своей сути является антироссийским. И москвофобия, дискредитация Москвы как геополитического центра с тысячелетней традицией - неотъемлемая составляющая «оранжевой» идеи десуверенизации России.

Собственно, антироссийский характер идеологической москвофобии и не скрывается. Некий Клименко прямо обвиняет Лужков в попытках создать «имперскую архитектуру». Для нормальных людей имперская архитектура - это комплимент. К сожалению, она недостаточно имперская, национальная (в онтологическом, а не этническом смысле), православная. Поэтому самое абсурдное в данной ситуации - играть в поддавки, оправдываться, давать обещания «не строить больше небоскребов, а строить только бревенчатые сараи».

Единственное, что стоит сделать - исходить в модернизации Москвы из национальных традиций в архитектуре. Действительно, московские храмы - это небоскребы средневековья. Иван Великий был таким «небоскребом» на фоне одноэтажной Москвы и был виден за сто километров. Так же и храм Вознесения в Коломенском. Так что высотное строительство глубоко органично для Москвы. Как же синтезировать новейшие градостроительные традиции и русскую архитектуру? Такой путь был предложен великими русскими архитекторами Шехтелем и Щусевым, которые синтезировали новейший европейский модерн и русское шатровое, высотное, кстати, зодчество. Ими были построены удивительные храмы и здания. Вот и сейчас необходим подобный синтез.

Как минимум, высокие шатровые храмы должны придать «небоскребным» районам русский стиль. Это только украсит их: не может же Москва быть просто похожей на Нью-Йорк. Она должна быть не ниже и не хуже, но самобытной. Поэтому в «Сити» необходим достойный православный собор, без которого новый Центр будет неполноценен.

Строительство тоннеля и остальных нововведений на Пушкинской площади должно быть дополнено воссозданием Собора Страстного монастыря - великой святыни, разрушенной большевиками. Это восстановление необходимо. Тверская, главная улица исторической Москвы, была снесена в 1930-е гг. Там не осталось храмовых градостроительных доминант. На Тверской Заставе, у Белорусского вокзала надо бы поставить памятник Михаилу Кояловичу - выдающемуся белорусскому просветителю, считавшему, что Белоруссия - это Западная Россия, а белорусы и великороссы - один народ. Это более чем актуально на фоне попыток разрушить Российско-белорусский Союз. Как известно, мэр Москвы делает многое, чтобы его сохранить. И пусть застройщики финансируют и «Спас в Сити», и Страстной монастырь, и памятник Кояловичу. Вообще, Москве необходимы памятники русским философам, любившим Москву - А. Хомякову, В. Соловьеву, Московским патриархам, князьям и царям (например, на Золотом Острове). Почему в Москве нет памятнику идеологу ее столичности - святому митрополиту Петру и первому русскому базилевсу Ивану III? И не надо бояться «новоделов». В европейских столицах восстанавливают целые старинные кварталы, от которых даже обмеров не сохранилось. Так восстанавливается Берлин, так восстановлено большинство городов Западной Германии, уничтоженных бомбардировками, центр Варшавы. Потому что историческая память важнее. И нечего бояться всяких деятелей типа «оранжевого» банкира Лебедева и всяких профессиональных москвофобов. Надо смело восстанавливать Зарядье - Китайгородскую стену, Великую улицу, храм Николы Мокрого. И не только Зарядье, но и Коломенский и Измайловский дворцы, целые куски исторического центра: Китай-город, Замоскворечье, храмы Успения на Покровке, Николы Большой Крест, Собор Зачатьевского и Страстного монастырей. Пусть это будут "новоделы". Если бы всех демагогов слушали, храм Христа Спасителя не был бы восстановлен.

А вот деятельность «оранжевого» банкира Лебедева, его связи с ключевыми агентами десуверенизации России, в первую очередь неофициальным советником Ющенко Белковским должна быть предметом внимания тех, кому это положено.