Кирилл Фролов

В России побеждает антицерковное лобби

Либеральных пораженцев, сохраняющих видимость лояльности российской государственности и готовящих «оранжевую революцию», бесит позиция Владимира Путина

События в информационной сфере последних дней свидетельствуют о том, что антицерковное лобби, сохраняющее определенные позиции во властных структурах, намерено любой ценой сорвать введение в школах предмета «Основы православной культуры», являющегося важнейшей составляющей национально-государственного суверенитета России. Аргументов по существу у противников ОПК нет, и они прибегают к нечестным приемам и дезинформации. Такие тенденции имели место на телепрограмме «К барьеру» 21-го декабря. Противник «Основ» Виктор Ерофеев и ведущий Владимир Соловьев позволяли себе бездоказательные выпады в адрес Русской Православной Церкви. Утверждая о «нерукопожатных деятелях Церкви, замаравших себя», они не привели ни одного примера, ни одного аргумента. Но показательно то, что эти антицерковные выпады прозвучали сразу после важного акта признания Церкви государством. Президент России Владимир Путин вручил митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу орден «За заслуги перед Отечеством». Президент сказал: «Многие присутствующие в этом зале отдавали все силы, знания и опыт своим ученикам, фактически готовили будущее России - будущее, которое в немалой степени зависит от духовности наших молодых людей, детей - от их морально-нравственного состояния. Ярким примером подвижнического пути служит миссионерская деятельность митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла». И эта позиция Президента России буквально взбесила либерально-пораженческое лобби, сохраняющее видимость лояльности власти, а в действительности лелеющее «оранжевую революцию». Оскорбления Церкви и «ее представителей» напоминают, и скорее всего, являются продолжением грязной антицерковной кампании, которую ведут такие издания, как «Московский комсомолец», «Кредо» и др. Эта кампания направлена против тех иерархов Церкви, в первую очередь - против председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Кирилла, которые считают, что православие должно быть миссионерски активным, вести проповедь во всех сферах общества. Днем ранее, на праздновании 15-летия журнала «Православная Беседа», митрополит Кирилл заявил, что необходимо воцерковлять все субкультуры, существующие в нашем народе, то есть, и бизнесменов, и политиков, и рокеров. При вручении ордена глава Отдела внешних церковных связей выступил с программным заявлением о модернизации России на основе православной традиции, православной этики в рыночной экономике, как важной составляющей перехода от сырьевой к технологической модели развития России: «Люди хотят летать на новых отечественных самолетах, ездить на хороших российских автомобилях. Все мы хотим иметь современную науку, развитую культуру, спорт, хотим жить в современной стране».

Очевидно, что такая позиция, такая Церковь – кость в горле у тех, кто видит Россию технологически безоружным , раздавленным и расчлененным сырьевым придатком. Этим силам выгодны «квазиправославная» идеология добровольной маргинальности, добровольного отказа от владения информационными и политическими технологиями, от миссии среди молодежи, от создания православной политической и экономической элиты, выдаваемой за норму православия. Такие «православные» маргиналы освобождают политическое и культурное пространство для антихристианских и антироссийских сил. Одновременно, они являются ходячей мишенью для этих сил, позволяющих им разводить демагогию типа того, что «разве можно «этих» пускать в политику, большие СМИ, школу?

В противовес «партии разложения» митрополит Кирилл является образом и миссионером русского православного успеха, нашего великого будущего, основанного не на реставрации, а на лучших традициях нашего великого прошлого, помноженных на современные технологии.

И великое русское будущее пытаются отменить противники «Основ православной культуры». Досужие фразы Ерофеева о том, «если бы в Церкви все было хорошо, то не было бы революции» не являются аргументом против очевидной необходимости знать основы православной культуры и не учитывают того очевидного факта, что Церковь, лишенная Петром Первым самостоятельности, возглавляемая светскими, часто неверующими обер-прокурорами, была скована по рукам и ногам. И сейчас, те, кто обвиняет русское Православие в бездействии, первые выступают и против того, чтобы развязать Церкви руки, и против ознакомления православного большинства граждан нашей страны со своей культурой.

Тот же Ерофеев и судьи, использовавшие свой любимый аргумент о том, что нет учебников и кадров, демонстративно игнорируют тот факт, что есть и прекрасные учебники (например, подготовленный Белгородской епархией), а преподаватели «Основ православной культуры» успешно готовятся уже несколько лет и в чисто педагогических государственных ВУЗах, и в таких признанных центрах православной культуры, как Свято-Тихоновский Университет. В конце концов, это вопрос политической воли: если есть осознание необходимости введения «Основ православной культуры», то и учебники профессиональные будут заказаны и написаны, и кадры подготовлены. Желающий найдет тысячу возможностей, нежелающий - тысячу отговорок.

Навязчивая идея заменить «Основы православной культуры» на секулярно-атеистический курс «Основы мировых религий» продиктовано только одним стремлением - любой ценой понизить статус Православия в России. То есть, нанести удар по ее национальной и цивилизационной идентичности. И все разговоры о том, что в этом синкретическом пособии «обо всем и ни о чем» 80% будет посвящено Православию, в пользу бедных. Мало того, в европейских странах, на которые так любят ссылаться противники православной культуры, нет предметов обо всех религиях той или иной страны. Там есть конфессиональные религиозные предметы. Весь позор в том, что в Бельгии религиозный предмет «Православие» преподается в сетке уроков за счет государства и для его преподавания достаточно желания хотя бы одного ученика, в России пытаются уничтожить культурологический предмет «Основы православной культуры».

Очень странно выглядит и «накачка» голосов в пользу Ерофеева - ведь уверенно лидировал Михалков. Честным было голосование в программе Соловьева или нет, но новая кампания против ОПК налицо. Общественную Палату использовать против «Основ» не удалось, теперь решили дать телевизионный бой. Но поздно. Отменить «Основы православной культуры» путем ликвидации регионального образовательного компонента можно только через принятие соответствующих законодательных актов. Но сделать это можно было только до Нового года. Ибо 2007-2008 гг. - предвыборные, и никто не посмеет бросить вызов православному большинству. И оно постарается, чтобы между основными политическими силами была конкуренция. Кто лучше отстоит Основы православной культуры, которые должны быть введены в федеральный образовательный компонент и никак не меньше, тот и получит голоса избирателей, ратующих за традиционные ценности.

Естественно, ни одна кампания не обходится без использования перебежчиков и предателей из лагеря противника. Так, бывший автор многих православных сайтов Можегов поставил на страницах «Московских новостей» «двойку» по ОПК своей Матери-Русской Православной Церкви. Ее самозваный судья обвиняет Церковь в «неискренности», которая заключается в том, что она, якобы, под видом ОПК пытается внедрить в школу «Закон Божий». «Рыбак рыбака видит издалека» - Можегов пытается ссылаться на диссидентствующего игумена Петра (Мещеринова), который обвиняет Церковь, обет послушания которой он дал при монашеском постриге, в том же пресловутом «тайном внедрении «Закона Божия». И Можегов, и Мещеринов не приводят примеров подтасовок, в которых они обвиняют Церковь. Мало того, ничего подобного не нашла ангажированная, негативно настроенная к «Основам православной культуры», поводившая проверку курса «Основ православной культуры» в Брянской области комиссия представителей Министерства образования и «правозащитников». «Ревизоры» не нашли в преподавании «Основ православной культуры» в Брянской области нарушения принципа светскости образования. Показательно то, что преподавание ОПК в Брянской области ведется по учебником Аллы Бородиной, которые в наибольшей степени обвинялись в том, что являются «завуалированным «Законом Божиим». Вообще, православные христиане знают, что Закон Божий ненавистен беззаконникам. Православное сообщество России имеет все права, все основания настаивать на введении «Закона Божия», на соответствующих изменениях в законодательстве. Действительно, почему в «светской, демократической» Польше можно, а в России нельзя? Поэтому согласие на «Основы православной культуры», но в федеральном образовательном компоненте - это компромисс со стороны православного сообщества, акт доброй воли по отношению и к тем, кто еще не пришел к Церкви, и к людям других, в том числе, религиозных убеждений. Но культуру своей страны должны знать все, так же, как русский язык, историю и литературу.

Бессильны и попытки Можегова прикрыться авторитетом замечательного миссионера дьякона Андрея Кураева, который может и поерничать, и порассуждать о том, как можно сделать лучше (главное, чтобы в результате не получилось «как всегда»), но никогда не отрекался от «Основ православной культуры». Мало того, о. Андрей уже сделал все возможное, чтобы не дать использовать свои «особые позиции» противникам ОПК. По сообщениям СМИ, на Сахалине он сделал все возможное, чтобы в этом ключевом регионе «Основы» были введены: «Первым в качестве эксперта выступил профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. Он высказал мнение, что факультативно в школы ввести можно "Закон Божий", а вот предмет «Основы православной культуры» необходимо вводить в программу обучения за счет регионального компонента… Отверг А. Кураев предложение министра образования Андрея Фурсенко о введении в школах «Истории религии», объяснив это тем, что у нас нет даже ВУЗовских нормальных учебников по этой дисциплине. Надо начать с родного и доступного. При корректном преподавании «Основы православной культуры» не будут яблоком раздора между представителями разных религий».

Линия диссидентства Петра Мещеринова сводится к попыткам представить себя и своих единомышленников как «лучей света в темном царстве РПЦ» Но это искаженная картина, кривое зеркало церковной действительности. Той же миссией среди молодежи куда более успешно занимается игумен Сергий (Рыбко), имеющий благодарности от московских властей за то, что благодаря его работе с «неформальной» и прочей молодежью преступность в Северо-Восточном округе Москвы резко снизилась. Но и в адрес о. Сергия Мещеринов не удержался от «шпилек». Дескать, рок-музыканты, в первую очередь Константин Кинчев, среди которых проповедует о. Сергий, могут привести «не к тому Православию» , а к пресловутому «русскому национализму», под которым либералы понимают любое проявление русского национального самосознания.

Впрочем, все попытки разыграть бездарную пьеску «Православные против «Основ православной культуры» пресечены Святейшим Патриархом Алексием II: «Следует отметить, что включение предмета «Православная культура» в учебные программы общеобразовательных школ в качестве обязательного или факультативного сегодня осуществлено во многих регионах России. Примечательно, что в числе первых, при участии Белгородской епархии разработан и принят областной думой «Закон Белгородской области об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области». В составе регионального компонента в учебные программы со 2 по 11 классы в качестве обязательного включен предмет «Православная культура». Это очень важно и необходимо. Ведь преподаваемый во многих школах предмет «История мировых религий» не способен быть адекватной заменой предмета «Православная культура», так как не дает человеку нравственного стержня. Сейчас, когда попраны нравственные основы жизни, человеку нужно дать ориентиры, дать возможность изучать основы своей культуры. Не правы те, кто утверждает, что преподавание предмета «Православная культура» якобы «противоречит Конституции» и «ограничивает свободу совести». Это — не богословский, а культурологический предмет, и каждый образованный человек должен знать основы культуры своей страны. Что касается мест компактного проживания представителей других религий, то там следует преподавать основы их религии и культуры. Но если они живут в России, то должны знать и основы культуры нашего общего Отечества».

Борьба за духовное возрождение нашего народа, за «Основы православной культуры» идет каждый день. Перед «тяжелой артиллерией» - программой «К барьеру», была проведена артподготовка. Сразу несколько собраний маргиналов, именующих себя «правозащитниками», было посвящено борьбе с «Основами православной культуры». Неприятно то, что одно из этих мероприятий проходило под эгидой Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека РФ. Впрочем, г-н Лукин не впервые выступает против ОПК. Странные правозащитники, выступающие против прав человека, против прав православного большинства граждан страны. Показательно, что «грантоедам» и прочим, борющимся с православной культурой, нет дела до чудовищного положения ста тысяч русских в Туркмении, к которым сейчас, в связи с известными событиями, необходимо проявить особенное внимание, в Прибалтике, к проблеме свободы совести и русского языка на Украине.

Поражает, что в одной кампании с «грантоедами» оказался губернатор Воронежской области В. Кулаков. Он то, как бывший офицер органов государственной безопасности, должен питать естественное отвращение к тем, кто ненавидит Россию, ее православную культуру. И тут он начинает говорить на их языке, выступая против ОПК. Поражает и его невежество. Выступая 20 декабря на пресс-конференции в Москве, Кулаков заявил, что на территории Воронежской области проживают большие грузинские и армянские диаспоры и что это, якобы, является препятствием к введению «Основ православной культуры». Но грузины - православные, армяне - восточные христиане! Большинство российских армян ходят в православные храмы, если рядом нет армянских. Так эти национальные диаспоры никоим образом нельзя причислить к противникам «Основ православной культуры». Борьба с этим жизненно важным предметом производит тягостное впечатление. Сколько можно воевать с традициями собственной страны?