Союзную Белоруссию атакует "либеральная кавалерия"

Политика экономического и политического давления на власть Лукашенко и союзную Белоруссию является продолжением линии таких одиозных антинациональных политических сил, как «Союз Правых Сил». С 1997г. Немцов, Чубайс и им подобные требовали от РФ перехода на рыночные цены на энергоносители для Беларуси.

Компрадорская медиакратия занимается демонизацией образа Лукашенко, не скрывая своей цели - разрушить Российско-Белорусский Союз как таковой. Между тем, Белоруссия - единственная (конечно, кроме России) признанная республика на постсоветском пространстве, где русский язык является государственным, а доминирование Московского Патриархата не встречает сопротивления властей. Двойные стандарты либеральных «элит» очевидны: тот же самый Немцов считает Лукашенко чуть не исчадием ада, а Ющенко – «приличным человеком», «настоящим демократом». Симптоматично то, что идеи Немцова, непримиримого оппозиционера «чекистской диктатуры Путина», реализуются рядом высокопоставленных чиновников России. Показательно, что жесткая линия в отношении Лукашенко совпала во времени с заявлениями высокопоставленных чиновников Госдепа США о том, что Вашингтон не признает референдум о российско-белорусском союзе. «Либеральный блок» в правительстве России (МЭРТ и Минфин) и компрадорские политические и «медиаэлиты» несут свою долю ответственности за результаты «атаки на Минск». А результаты таковы.

Экономические: повышение цен на газ для Беларуси до 100 долларов США за тысячу кубов дало Газпрому порядка 1 млрд. 100 млн. долларов. Это притом, что Минск был согласен с ценой в 70 долларов. То есть, в результате скандала Газпром получил всего 600 млн. долларов (всего Белоруссия потребляет порядка 20 млрд. кубометров газа в год). С учетом повышения платы за транзит с 0,7 доллара за тысячу кубов на 100км до 1,45 при транзите через Белоруссию 44 млрд. кубов газа в год (повышение порядка 160-165 млн. долларов) выигрыш Газпрома составил всего 440 млн.долларов.

По нефти: на введении пошлин РФ (размер пошлины установлен на том же уровне, что и для стран, не входящих в состав Таможенного союза) Минск потерял порядка 1,5 млрд. долларов. Введение же пошлины Беларусью 45 долларов на тонну нефти (при объеме транзита порядка 100 млн. тонн в год) даст Минску 4,5 млрд. долларов в год.

Результат виден. Это еще без того, что не поставлен Минском вопрос о повышении тарифа на железнодорожные перевозки для Калининграда. Диверсифицировать нефтяные потоки российская сторона сейчас не сможет. Так что придется пользоваться белорусским маршрутом.

Политические результаты: «Дефолт» политики СПС и его единомышленников в российской элите в отношении Минска. МЭРТ в панике, ведь пошлина «очень хорошо» ударит по российским нефтяным производителям и продавцам, в том числе по государству. А Лукашенко только укрепился!

Напомним еще один «подвиг» Немцова, единомышленники которого требуют «европейских цен» от Белоруссии: он с пеной у рта в 2005г. требовал предоставить Ющенко 10 млрд. долларов для поддержки «молодой украинской демократии».

А сегодня стараниями либерально-компрадорского лобби союзный статус Белоруссии поставлен под вопрос.

Актуален еще один вопрос: разве внешнюю политику РФ в ближнем зарубежье определяет Газпром? Владимир Путин не раз говорил, что создание ЕЭП - приоритет во внешней политике РФ. По базовым документам ЕЭП страны-участницы получают энергоносители по внутрироссийским ценам. В конце марта - начале апреля в Украине по решению ЦИК пройдет референдум по членству страны в НАТО и ЕЭП. Эсдеки Кравчук и Медведчук не раз подчеркивали, что основное преимущество для Украины от членства в ЕЭП - внутрироссийские цены на энергоносители. Четко под важнейший для России украинский референдум этот козырь выбит.

Отдельное слово о большей части экспертного сообщества. Подобной вакханалии, русофобии (белорусы - это западные русские), не было давно. Публично, с экранов СМИ «прогнозировали», когда в Белоруссии - союзном государстве замерзнут дома и встанет промышленность - через две или три недели.

Проамериканский Президент Литвы Адамкус буквально сразу же заявил, что смена приоритетов в энергетических отношениях РБ и РФ обязательно приведет к смене внешнеполитических ориентиров РБ. В то время как «умники» из либерального блока в Совмине и в Башняхсобирались по вопросу транзита для Калининграда опираться именно на Литву, последняя заявила, что требует от России компенсаций за «советскую оккупацию».

Очевидно, что власть Лукашенко достаточно прочна. Теперь заинтересованные элиты в Минске будут пытаться разыгрывать следующие карты: вопрос о цене транзита российских углеводородов, транзите для Калиниграда, цене пребывания российских баз на территории Беларуси, совместной системе ПВО. Возможно, Белоруссия будет объявлена нейтральной, и встанет вопрос о ее выходе из ОДКБ. Поднимут головы те части западнорусских элит, что мечтают о новой «Речи Посполитой». Такое развитие событий станет катастрофой для России, которая будет отрезана от Европы, будет реализован проект «Балто-Черноморского союза» без России и против России.

Выводы и рекомендации. Все же нет худа без добра. В результате кризиса должен встать вопрос о стратегии в отношении Белоруссии. Такая стратегия должна исходить из того что, по выражению великого белорусского просветителя Михаила Кояловича, Белоруссия является «Западной Россией» и целью политики Москвы должно быть воссоединение разделенной страны и народа. После заявления Госдепа о «непризнании референдума об объединении Белоруссии и России» проведение этого референдума и, самое главное, само воссоединение, являются тестомна суверенитет и для Москвы, и для Минска. Естественно, решение этой проблемы возможно только в том случае, если элиты Минска получат соответствующее предложение, гарантии своего статуса, привилегии (доступ к скважине и т.п.). Странно выглядят упреки Лукашенко, что он должен отдать власть и собственность «просто так».

Таким образом, объективно важный вопрос о собственности газотранспортной системы Белоруссии должен быть уравновешен «пряниками» для Минска. «Нулевой вариант» по пошлинам стал бы выходом из нефтетранзитного кризиса. И, самое главное, решение всех этих вопросов должно быть увязано с конкретными решениями по Конституционному Акту Союзного государства и реальным созданием этого самого Союзного государства.

Примечательно, что нипрезидент Путин, ни первый вице-премьер Медведев, ни другие высшие чиновники в ситуацию демонстративно не вмешивались, давая ей дойти до логического завершения, в отличие от подобной ситуации с Украиной.

Адекватную позицию занял Сергей Миронов, предложив прекратить эту вакханалию. Очень вероятно, что лозунг реального Российско-Белорусского Союза станет одним из основных лозунгов на выборах «Справедливой России». На данный момент «Единая Россия", за отдельными исключениями, эту инициативу упустила.

Также логично ждать выводов, причем скорых - персональной ответственности творцов «российско-белорусского дефолта».





Кирилл Фролов (Институт Стран СНГ),
Иннокентий Адьясов (эксперт ГД РФ)