«Батька» придумал, как устранить конкурента
Борис Джерелиевский

«Батька» придумал, как устранить конкурента

Лукашенко пытается разыграть тему «российского вмешательства в выборы»

Впервые за долгие годы в Белоруссии состоятся действительно конкурентные выборы. Несмотря на довольно бодрые заявления, действующий ныне президент Александр Лукашенко в страшной тревоге. О этом, в частности, свидетельствуют его заявления о готовности отдать приказ на применение боевого оружия против протестующих.

Напомним, что Лукашенко заявил о наступлении момента, когда необходимо отстоять Белоруссию. За деньги российских олигархов «к власти ведут вот эту отмороженную, так называемую радикальную оппозицию», пояснил Лукашенко, предупредив, что не отдаст протестующим страну.

При этом он вспомнил массовые беспорядки в узбекском Андижане в мае 2005 года, вспыхнувшие из-за недовольства населения экономической политикой властей. «Забыли, как бывший президент Каримов в Андижане подавил путч, расстреляв тысячи человек? Все осуждали его, а когда умер — на коленях стояли, рыдали-плакали. Мы этого не пережили, поэтому мы этого понимать не хотим — некоторые. Ну, так мы напомним», - пригрозил Лукашенко. И эта его угроза, свидетельствующая о панических настроениях «батьки», произвела довольно тягостное впечатление не только на его противников, но и сторонников.

Бояться Лукашенко есть все основания — запад, на который он последнее время делает ставку, требует от него проведения полноценных и вполне благопристойных выборов, при которых уверенность в победе у белорусского главы, даже несмотря на мощный административный ресурс, не так крепка, как он уверяет.

Именно из опасений недовольства своих западных «друзей», «батька» публично пообещал, что его основной конкурент на предстоящих президентских выборах экс-банкир Виктор Бабарико будет зарегистрирован белорусской ЦИК как кандидат.

«Я хочу, чтобы он попал на выборы… И белорусы пускай потом определятся. Но узником совести мы его не сделаем. Я ж не идиот», - признался Лукашенко, выступая перед жителями Полоцка. Впрочем, в последнем он, возможно, и не уверен, поскольку на одном из этапов предвыборной кампании Бабарико может быть все же устранен, как кандидат.

И президент РБ уверен, что нашел очень хороший способ, как сделать, чтобы избавиться от опасного конкурента и при этом не лишиться благосклонности Запада. Его план построен на том, что Штаты и ЕС не станут отрицать факт «российского вмешательства». Ведь если Кремль «управлял американскими выборами», то уж, конечно, он не преминет сделать это в Белоруссии. Хитрый Лукашенко понимает, что «Highly likely» от него не «прокатит», и потому решил быть убедительным.

По распоряжению главы Белоруссии силовики организовали налет на «Белгазпромбанк», которым 20 лет руководил Виктор Бабарико, ушедший с этой должности для участия в выборах.

Комитет государственного контроля страны (КГК) провел обыски в офисах банка и задержал 15 человек, в том числе заместителей руководителя банка, а также представителей коммерческих структур (в основном бывших сотрудников банка). Причем, явно не случайно, это было организовано именно в День России (привет Путину!). Возбуждено уголовное дело по статьям, касающимся уклонения от налогов и легализации средств, полученных преступным путем.

В тот же день,12 июня, стало известно, что Нацбанк Белоруссии решил заменить менеджеров «Белгазпромбанка», основными акционерами которого являются российские «Газпром» и «Газпромбанк».

Практически сразу глава комитета государственного контроля Иван Тертель рассказал о причастности Бабарико к «противоправной деятельности» «Белгазпромбанка», в котором накануне прошли обыски. По его версии, Бабарико выдвинулся в президенты, чтобы скрыть следы своих преступлений.

Сам же «батька» объявил, что допускает его — Бабарико —участие в выборах, чтобы не быть обвиненным в нечестной политической борьбе. «Потому что будут кричать: боится кого-то, слабый, нагнетает ситуацию. Я никого не боюсь, уже отбоялся. Это они уже будут решать, кто будет президентом: или толстобрюхие, которые проворовались, или кто-то другой. И мне эта ситуация невыгодна, но негодяев надо было пресекать, потому что начали прятать концы в воду», - сказал Лукашенко.

Для подтверждения своей правоты он намерен позвать Интерпол, а также «россиян, американцев и европейцев». «И пусть они сделают выводы на соответствие действий правоохранительных органов нашим законам. И будут отвечать по закону. Надо – сядут. Перед законом все равны», - пообещал белорусский лидер.

Но это, собственно, только начало. Далее, «основываясь на изъятых документах», последует обвинение России во вмешательстве в выборы. Анонс этого заявления уже прозвучал на государственном телеканале «Беларусь 1»!

«За всей этой историей стоит что-то большее, чем просто финансовые дела Бабарико и его коллег. (…) Очевидно, что дело идет к обнародованию куда более серьезных фактов по куда более серьезным категориям. Например, по факту вмешательства иностранного государства в белорусские внутренние дела», - заявили в эфире телеканала.

Сам Бабарико, понимая куда клонит «батька», предпринимает отчаянные попытки выбить из его рук крапленые карты, в частности, пытается публично дистанцироваться от России, чтобы хотя бы осложнить Лукашенко задачу по представлению его «рукой Москвы».

Бабарико дал интервью «Дойче Велли», в котором заявил, что тесное сотрудничество Белоруссии с Россией — «перекос», от которого она «вряд ли сможет мгновенно отойти». Кроме того, банкир отметил, что в случае его избрания он не будет искать встреч с Путиным, поскольку у него «нет необходимости к кому-то обращаться и просить встречи. Я разговариваю с белорусским народом, и этого достаточно». Впрочем, если российский лидер станет просить его о встрече, он может и провести саммит, при условии, что эти переговоры будут публичными.

Насколько поможет Бабарико такой информационный маневр, сказать сложно.

Очевидно то, что Лукашенко напуган и понимает, что потеря власти может означать для него завершение жизненного пути. Примечательно, что возможную победу конкурента на выборах он расценивает как свое «свержение»: «Я ж еще президент. Они меня еще не свергли». Значит, сохранение власти любой ценой превращается для него в идею-фикс. Что будет дальше, для него отступает на дальний план.

Между тем, перспективы его даже в том случае, если он удержится у власти, незавидны. Рассчитывать на поддержку Москвы ему больше не приходится. Западу он тоже не нужен, и при первом же удобном случае, строптивый, неадекватный и хитрый (как ему кажется) «батька» будет заменен на послушную марионетку. Лукашенко вспоминает Рахмонова и Каримова, хотя ему впору думать о судьбе Акаева, Шеварднадзе и Януковича. Если удастся подобное завершение президентства, Лукашенко может считать себя «везунчиком». Куда более реально повторить путь Милошевича или Норьеги, а то и вовсе Чаушеску.