Обстановка в приграничных частях РККА накануне войны
Юрий Кнутов

Обстановка в приграничных частях РККА накануне войны

Ситуация в Войсках ПВО

(Начало — здесь. Предыдущая часть — здесь)

Если говорить о Войсках ПВО, то они перед войной были обеспечены зенитными орудиями среднего калибра на 84%. Из них 65% составляли 76-мм пушки образца 1931 и 1938 гг., которые как устаревшие в 1940 г. были сняты с производства. Выпуск усовершенствованных орудий калибра 85-мм только что начался, и в частях ощущалась их большая нехватка. Обеспеченность Войск ПВО пушками малого калибра составляла 69,4%, зенитными пулеметами — 55,7%.

Все полки и батальоны зенитных прожекторов Войск ПВО насчитывали 1597 прожекторных станций. Прожекторами-сопроводителями штат был укомплектован на 53,4%, прожекторами-искателями — на 20,5%. Дальность луча отечественных прожекторов была в 2 раза ниже, чем у зарубежных аналогов.

На вооружении полков и отдельных дивизионов имелось 850 аэростатов заграждения, что не превышало 50% штатного состава.

Для решения задач противовоздушной обороны ВВС РККА выделяли 40 истребительных авиационных полков, насчитывавших 1500 боевых самолетов и 1206 экипажей. На защите неба Москвы, Ленинграда и Баку было сосредоточено 70% авиации, предназначенной для ПВО. Истребительная авиация, решавшая задачи ПВО, была укомплектована самолетами лишь на 60% от штата.

Самая сложная ситуация сложилась в частях и подразделениях службы воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). К 22 июня 1941 г. войска ВНОС были укомплектованы телефонными средствами на 70-75%, радиосредствами — на 20-25%, биноклями — на 26% от штата. В них насчитывалось 75 установок радиообнаружения. Однако только 28 комплектов станций РУС-1 и 6 комплектов усовершенствованных станций РУС-2, находившихся в опытной эксплуатации, были развернуты.

С целью прикрытия приграничных войск и перехвата бомбардировщиков противника на границе и в его тылу, а также исходя из небольшой дальности действия советских истребителей, значительная часть аэродромов армейской авиации размещалась на расстоянии от 10 до 30 км от линии государственной границы. С началом войны дальнобойная артиллерия вермахта внезапным ударом уничтожила значительную советскую армейскую аэродромную сеть вместе с самолетами. Одновременно 66 аэродромов, на которых базировалось 70% авиации западных приграничных военных округов (без ЛенВО), подверглось массированным ударам с участием более 1000 бомбардировщиков противника. За первый день войны было уничтожено 1200 советских самолетов,800 из которых на аэродромах.

Эта трагедия произошла из-за того, что целый ряд военных руководителей, начиная от командира части и выше, не верили в скорое начало войны и не торопились выполнять директивы наркома обороны и начальника Генштаба о рассредоточении авиации на запасные аэродромы и ее последующей маскировке.

В 2017 г. Минобороны РФ были рассекречены документы, отражающие обстановку в приграничных округах перед Великой Отечественной войной. Бывший замначальника разведывательного отдела штаба Прибалтийского особого военного округа (Северо-Западного фронта) генерал-лейтенант К.Н. Деревянко вспоминает:«Группировка немецко-фашистских войск накануне войны …, особенно в приграничных районах, в последние дни перед войной была известна штабу округа достаточно полно и в значительной ее части подробно». «Командование и штаб округа располагали достоверными данными об усиленной и непосредственной подготовке фашистской Германии к войне против Советского Союза за 2-3 месяца до начала военных действий». «Однако … командование округом недооценивало надвигающейся угрозы и ко многим разведданным относилось с некоторым недоверием».

Начальник оперативного отдела штаба Киевского особого военного округа (Юго-Западного фронта) будущий Маршал Советского Союза Баграмян И.Х. вспоминает:«План обороны государственной границы был доведен до войск в части их касающейся…».По особому распоряжению войска первого оперативного эшелона или войска прикрытия должны были располагаться вдоль всей границы в подготовленных полевых позициях. В удалении 25-30 км от государственной границы другая часть войск округа должна была создать вторую оборонительную полосу. Кроме того, создавался резерв командующего Юго-Западным фронтом. Заблаговременный выход войск прикрытия «на подготовленные позиции Генеральным Штабом был запрещен, чтобы не дать повода для спровоцирования войны со стороны фашистской Германии». «Через Оперативный отдел штаба Киевского Особого округа никаких распоряжений о приведении войск в боевую готовность не поступало». «…по распоряжению Генерального Штаба 21 июня, т.е. накануне нападения фашистской Германии на нашу Родину, штаб Киевского Особого военного округа выступил из Киева в г. Тарнополь, на восточной окраине которого был заблаговременно подготовлен КП фронта». «…командование и штаб Киевского Особого военного округа добились разрешения Генерального Штаба своевременно возвратить всю артиллерию в свои соединения». «В ночь с 21 на 22 июня командиры всех авиасоединений ВВС округа получили приказание из штаба округа о рассредоточении и маскировке самолетного парка на аэродромах. Это приказание было приведено в исполнение. Благодаря этому потери ВВС округа от внезапных ударов авиации немцев были резко сокращены». «Однако отсутствие боевого опыта резко снижало качество управления войсками…».

В то же время части успевшие получить боевой опыт оказались на голову выше необстрелянных. Таккомандующий 72-й стрелковой дивизией 8-го стрелкового корпуса 26-й Армии Киевского особого военного округа(Юго-Западного фронта) генерал-майор П.И. Абрамидзе вспоминает:«Самым положительным, придающим силы боеспособности было то, что весь личный состав 72 СД (стрелковой дивизии) участвовал в борьбе с финскими белогвардейцами в1939-1940гг., где получил большой опыт ведения войны в самых тяжелых условиях».

Это же касается и летчиков, участвовавших в военных конфликтах перед Великой Отечественной войной. Советские пилоты, имевшие боевой опыт, не только не уступали немецким, но и часто превосходили их, хотя и сражались на устаревших самолетах. Так, только 22 июня 1941 г. летчики ВВС РККА сделали почти 6 тысяч самолето-вылетов и сбили более 200 самолетов противника (по данным немецкого архиваBundesarchivво Фрайбурге было потеряно или повреждено в бою 111 немецких самолетов, небоевые потери составили 56 самолетов, кроме того, авиация Румынии потеряла не менее 11 самолетов; общие потери противника — 178 самолетов). За первый месяц воздушных боев, с 22 июня по 19 июля, авиация люфтваффе потеряла почти 1300 самолетов.

(Начало — здесь. Предыдущая часть — здесь. Продолжение следует)