Павел Аристархов

В России могут отменить День защитников Отечества

В рамках замены празднования Пурима на Навруз россиянам навязывают «чеченский Холокост»

Законопроект оботмене трёх общегосударственных праздников – Дня защитника Отечества (23 февраля), Дня народного единства (4 ноября) иДня военного парада 1941 года вМоскве (7 ноября), внесен внижнюю палату парламента Российской Федерации инаправлен нарассмотрение вдумский комитет по обороне. Автор законопроекта депутат Андрей Головатюк из Комитета по обороне, уверен, что 4ноября неможет считаться днем воинской славы, так как освобождение Москвы отпольских интервентов в1612 году «было осуществлено нерегулярными войсками, асилами народного ополчения, ине явилось следствием высокого воинского мастерства военачальников». Парад наКрасной площади 7ноября 1941 года «также неимел существенного военного значения ине знаменовал собою побед советских войск», считает депутат. Что касается Дня защитника Отечества, тоон вообще «не связан скакими-либо значимыми историческими событиями», говорится впояснительной записке кзаконопроекту.

С 4 ноября – Днем Казанской иконы Божьей Матери и годовщиной изгнания польских интервентов из Москвы, все предельно ясно. Этот день, весьма почитаемый многими русскими и россиянами, два года назад был объявлен государственным праздником – Днем Национального Единства. Судя по позиции «евразийцев» и другим проектам главного креативиста администрации президента РФ, новый праздник планировался как символ единения всех тех, кто не ложится в либерально-демократический контекст, в «антиоранжевом фронте» и в верноподданническом восторге.

Но эта затея кремлевским политтехнологам удалась не совсем. Главным событием нового государственного праздника стал «Русский марш», в котором антиоранжевый пафос был практически полностью вытеснен национально-патриотическим. Что не удивительно: «черная» опасность для большинства русских и россиян выглядит куда более реальной, чем «оранжевая». Прошлогодние попытки сорвать «Русский марш» путем раскола патриотического движения особого успеха не имели. И теперь власти решили избавиться от столь неудобного «красного дня календаря». Поиграли в патриотизм и национальное единство, и будет! Конечно, не может не восхищать повод найденный для «отмены» праздника: освобождение Москвы«было осуществлено нерегулярными войсками, асилами народного ополчения, ине явилось следствием высокого воинского мастерства военачальников». Поскольку регулярных, в современном понимании, войск у России тогда просто не существовало (они появились только при Петре I), то, видимо, теперь днями воинской славы не могут считаться ни Куликовская битва, ни Ледовое побоище, ни взятие Казани, ни Азовское сидение.

Что же касается «Дня защитника Отечества» 23 февраля, то здесь не все так просто. Надо сказать, что вопрос о его переносе уже неоднократно поднимался православно-патриотической общественностью с того момента, когда обсуждение подобных вопросов стало возможно в нашей стране. Причиной для этого стало утверждение, что дата создания Красной Армии под командованием Лейбы Давидовича Бронштейна-Троцкого не имеет отношения к истории собственно России. Достаточно авторитетные исследователи (среди которых диакон Андрей Кураев) вполне аргументировано утверждали, что эта дата, действительно, связана не с какими то историческими событиями, а с иудейским праздником Пурим. Но все эти обращения успеха не имели, их просто игнорировали. Более того, 23 февраля получил статус государственного праздника (в советские времена он таковым не являлся) и выходного дня.

И вдруг вовсе – даже не перенести, как об этом просили православные, а отменить! Причем еще до того, как соответствующий законопроект был внесен в Госдуму, уже появилась информация о готовности Совета Федерации обсуждать этот вопрос. Совершенно очевидно, что у сенаторов появилась гораздо более веская причина, чем обращение православной общественности.

На очередном чеченском праздновании, на этот раз 50-летия восстановления Чечено-Ингушской автономной республики был принят замечательный документ. В нем чеченцы требуют объявить 9 января “днем восстановления национальной государственности чеченского народа”, а также перенести празднование “дня защитника отечества” с 23 февраля. Оказывается, в этот день в 1944 году началась знаменитая сталинская депортация чеченцев в Казахстан. Более того, “жертвы сталинских репрессий” потребовали выплаты себе “справедливой” компенсации за годы депортации. Авторы сего документа требуют, ни больше, ни меньше, “объективного определения административно-территориальных границ республики, реального придания чеченскому языку признанного конституцией Чечни статуса государственного языка”. Резолюция была тут же одобрена Рамзаном Кадыровым, что не удивительно, если учесть, что по некоторым сведениям именно он и являлся настоящим инициатором этих предложений.

Какова не была бы история этого праздника, но 23 февраля до сих пор является самым главным и любимым праздником людей в погонах. То есть тех, которым обязан своей властью не только сам Рамзан Кадыров, но и нынешней президент России, чью популярность, прежде всего, связывают с победами в Чечне. И его отмена (или перенесение) однозначно будет воспринято служивым людом как оскорбление, как очередная пощечина или плевок. Тем не менее, в Москве к чеченским предложениям отнеслись с сочувствием. Вице-спикер верхней палаты Торшин и председатель комитета по обороне и безопасности Озеров вообще заявили, что готовы рассмотреть любую предложенную чеченцами дату взамен привычного 23-го февраля: “Главное, чтобы она вбирала в себя все и действительно была праздником". Торшин даже с умилением отметил, что подобные предложения, исходящие от официального Грозного, говорят об "оздоровлении общества в Чечне и о ширящихся демократических преобразованиях". В РФ пока еще действует единый Трудовой кодекс и 23 февраля по нему - выходной день, но это уже совершенно не важно. Чеченские “братья” не довольны, значит надо пересмотреть.

На какой именно день стоит перенести празднование “дня защитника” чеченцы уже придумали. Полномочный представитель Чеченской республики при президенте РФ Сабсаби заявил, что его стоит праздновать 23 марта. Аргументация железная: “Это день весны. День, в который чеченский народ определил свою судьбу, я имею в виду политический статус, и принял решение голосовать на референдуме остаться в едином государстве вместе с Россией”. Стоит добавить, что 23 марта мусульмане отмечают праздник Навруз.

Кстати говоря, в вопросе о депортации чеченцев в 1944 году историки придерживаются различных точек зрения. Ряд специалистов считают, что решение советского руководства, учитывая восстания в тылу сражающейся с нацистами Красной Армии, массовое дезертирство военнослужащих - чеченцеви переход на сторону гитлеровских захватчиков, было вполне обоснованным. Многие историки утверждают, что сведения о зверствах НКВД в отношении чеченцев сильно преувеличены, и являются не более чем пропагандистским штампом. Депортация прошла организованно и практически без эксцессов (что не удивительно, если учесть что в ее проведении активно участвовали чеченские партийные руководители всех уровней и религиозные авторитеты). В Казахстане переселенцы получили вполне приличные подъемные и были обеспечены всем необходимым. Впрочем, цифры говорят сами за себя: после тринадцати лет депортации чеченцев вернулось на Кавказ в полтора раза больше, чем покинуло в 1944 году! Да что там говорить – сегодня живых ветеранов войны, то есть 80-90 летних стариков, среди не репрессированных осетин, кабардинцев и дагестанцев – единицы, в то время, как их сверстников в Чечне несравненно больше. Те чеченцы, что не дезертировали и не перешли к немцам (справедливости ради следует отметить, что были среди них и те, кто честно выполнял свой долг), в 1944 году были демобилизованы из армии, и отправлены в Казахстан. Им не пришлось принимать участие в кровопролитных боях за освобождение западных районов нашей Родины, Восточной Европы, Германии и Австрии, стоивших нашей Армии огромных потерь. Таким образом, со «сталинским геноцидом чеченского народа» не все так просто. Русские, или скажем, немцы Поволжья пострадали несравненно больше. А если вспомнить то, что именно руками чеченцев осуществили большевики в 1920 году настоящий, а не мнимый геноцид казаков, русских и россиян Сунженской области, то разговоры о «невинных жертвах сталинизма» звучат не слишком убедительно. Руководство ЧР активно формирует миф о своем собственном «холокосте», и, соответственно, об исторической вине перед ними русских, дагестанцев, осетин и других. Неужели Кремль активно подыгрывает Грозному и в этом?

Между тем, стоит напомнить, что в советские времена чеченцы, так же как и все остальные жители СССР отмечали 23 февраля, и вовсе не требовали его отмены. Логично ожидать, что следующим шагом станет требование Грозного о переносе Дня Победы и объявление 9 мая днем траура, так как в этот день в результате теракта погиб Ахмад Кадыров. В Чечне это уже реализовано, осталось только распространить опыт на всю Россию. С 23 февраля разобрались, а чем же помешала депутатам годовщина Парада на Красной площади в 1941 году? Он пошел, что называется «для ровного счета». Вполне вероятно, что предложение из Грозного было так радостно подхвачено, что дает повод «заодно» расправиться и с патриотическими праздниками, напоминающими о величии русского воинского духа, и являющимися с точки зрения либералов «имперскими пережитками».