Сдадут ли в Кремле соотечественников?

Если российские граждане в самопровозглашенных республиках будут использованы как разменная монета, центробежные процессы в России примут фатальный характер

В столице России завершились консультации глав внешнеполитических ведомств трех самопровозглашенных республик, утвердившихся на постсоветском пространстве – Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Как заметили в российских СМИ, совещания глав МИД стали некоторым прикрытием контактов на более высоком уровне. Известно, что в Москве в это время находился президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, который провел ряд встреч с политиками и политтехнологами. Еще более таинственным выглядел визит бессменного главы Приднестровья Игоря Смирнова. О том, посетил ли Москву президент Абхазии Сергей Багапш, ничего неизвестно. Тем не менее, о позиции и перспективах каждой из всех трех непризнанных республик стоит сказать особо.

До недавнего времени считалось, что в самое тяжелое положение попали упрямые осетины, которые отказались делить совместное будущее с не менее упрямым грузинским обществом, зараженным бациллами национализма еще с советских времен. Южная Осетия, окруженная со всех сторон грузинскими военными, имеет столицу, максимально уязвленную для возможного вторжения (военные приготовления Грузии не оставляют тени сомнения на этот счет). Сейчас перестрелки в Южной Осетии идут каждую ночь, о чем и не подозревает большинство жителей российской столицы. Осетины уже который год оказываются на пороге большой войны. В Цхинвале прекрасно понимают, что грядет новая война, что бы не говорили политики в Москве, Вашингтоне и, тем более, Тбилиси. От такого предчувствия оптимизма не прибавляется. Хотя и в этой ситуации в Южной Осетии умудрились наладить свою промышленность. Здесь ожидают ветку газопровода из России и планируют поставить в пику зарвавшемуся режиму Саакашвили, который ворует российскую электроэнергию, новую линию электропередачи в обход сел грузинского анклава.

Именно предчувствие нового нападения всегда заставляло руководство Южной Осетии проводить очень осторожную политику и раз за разом заручаться словами поддержки у российского истеблишмента, включая российский генералитет. Эдуард Кокойты неоднократно заявлял, что готов снять большинство проблем с президентом Грузии в том случае, если Тбилиси подпишет своеобразный «пакт о ненападении». Но вместо этого, Михаил Саакашвили начал военную операцию под Цхинвалом летом 2004г., а затем и вовсе сформировал «альтернативные» марионеточные структуры из осетинских перебежчиков, которых нетрудно было завербовать по причине склонности к авантюрам и человеческим порокам.

На минувшей встрече глав МИД, министр иностранных дел Республики Южная Осетия Мурат Джиоев снова заявил, что в Цхинвале с особым нетерпением ждут фактического признания независимости Косово, что станет сигналом для РЮО: «Косовский прецедент мы учтем обязательно, хочет того Запад, или нет. Думаю, что в России мы найдем понимание по этому вопросу». По некоторым данным, Кремлю придется определиться уже в апреле, когда в Москве соберутся главы трех непризнанных республик.

О судьбе Южной Осетии и сравнении ситуации с Косово выразил свое мнение один из мэтров российской политики спикер парламента РЮО Знаур Гассиев: «С одной стороны в плане Ахтисаари признаются все атрибуты государственности, с другой – независимости как таковой данный план Косово не предоставляет. А если нет независимости, то ни о какой суверенности речи идти не может. Но применим ли этот план к Южной Осетии с оговоркой, что нас не полностью признают независимыми? Грузия, конечно же, встанет на дыбы, но, на мой взгляд, план выгоден России и неплох для нас. Другой вопрос – пойдет ли Россия на протекторат. Я бы очень этого хотел. И если бы это зависело от меня, косовский вариант я бы подписал, но при двух условиях: первое это признание независимости и второе – протекторат России».

Но, несмотря на сложное положение Южной Осетии, спасти которую мог бы российский протекторат, тучи сгустились над самой продвинутой в экономическом плане самопровозглашенной республикой – Приднестровьем, президент которой Игорь Смирнов успел провести консультации в правительстве РФ, Совете безопасности и Администрации президента РФ. Дело в том, что Тирасполь с трудом справляется с экономической блокадой, устроенной Украиной и Молдовой. Приднестровье нуждается в финансовой поддержке, обещая взамен еще более укрепить экономические отношения с Россией, предоставив в распоряжение ВПК РФ ряд мощных предприятий региона, выстоявших в условиях блокады и непризнанного существования 15 лет. По данным СМИ, Игорь Смирнов располагает такими предложениями, отказаться от которых может разве что человек, желающий своему государству краха и прозябания. Более того, уже поступила информация, что Москва заинтересована в развитии ВПК в регионе, готова облегчить положение Приднестровья, стесненного блокадой, но только в обмен на новый план по примирению с Молдовой. Кишинев настолько отчетливо просигналил Кремлю, что не желает вступать в НАТО и повременит с Евросоюзом, что после того, как Польша и Чехия дали добро на размещение американских ракет, в г-не Воронине в Кремле увидели союзника. В Москве желают помирить Молдову и Приднестровье на принципиально новых условиях. Словом, теперь предстоит решить нелегкую задачу – уговорить лидера Приднестровья смягчить позиции и согласиться на некие мягкие варианты интеграции с аграрной Молдовой.

Не случайно, заподозрив неладное, в Тирасполе срочно пошли на корректировку своей нормативной базы. На днях вступило в силу решение Верховного Совета ПМР о признании утратившими силу постановлений, предусматривавших образование с Молдавией конфедерации, или создание федеративного государства. Документ об этом был принят приднестровскими парламентариями 31 января 2007г. Отменены постановления Верховного совета ПМР от 6 января 1993г. «Об образовании Молдавской конфедерации», от 9 апреля 2003г. «О некоторых принципах механизма разработки и утверждения проекта Конституции федеративного государства, образуемого ПМР и Республикой Молдова на договорной основе», а также от 23 апреля 2003г. «Об утверждении полномочных представителей ПМР в составе совместной комиссии по разработке проекта Конституции федеративного государства, образуемого ПМР и Республикой Молдова на договорной основе». Таким образом, в Тирасполе в сотый раз дали понять Кремлю, что Приднестровье перешло Рубикон. Увидят ли в приднестровцах полноценных россиян в Кремле на этот раз, еще вопрос. Учитывая реанимированные симпатии к Воронину, жителей Приднестровья могут попросить стать и молдаванами. Чем черт не шутит? Но если серьезно, то в самом устойчивом положении находится Абхазия. Правда, абхазское руководство уже несколько лет безрезультатно ждет ответа на свои многочисленные предложения по ассоциированным отношениям с Россией. В Сухуми также предлагают создать крупнейшую военную базу РФ в Закавказье. В Абхазии также следят за тем, что происходит с Косово.

«Прецедент Косово самым прямым образом связан с Абхазией и Южной Осетией, что доказывает последнее обострение ситуации. Грузинские власти не хотят допустить развития событий по косовскому сценарию и готовы взорвать ситуацию, - считает глава МИД РА Сергей Шамба. По его словам, Грузия однозначно будет в НАТО. «Пусть это ни у кого не вызывает сомнения. Ей понадобится год-два, или несколько лет, но она будет членом НАТО. Как только это произойдет, у Армении просто не останется другого выхода. Что сделает Азербайджан, догадайтесь сами. Единственный буфер перед стратегически важным тоннелем, который связывает Закавказье с Россией, будет контролировать НАТО. Или Альянс выйдет к реке Псоу, если Абхазия не будет биться против НАТО и всего мира, единственно защищая свои интересы, - такой сценарий нарисовал г-н Шамба. - Сегодня в руководстве Абхазии находятся люди, которые хорошо помнят конфронтацию, которые прошли войну и знают все, что произошло между Грузией и Абхазией. Будет ли так рассуждать следующее поколение политиков Абхазии, которая окажется в окружении членов НАТО и ЕС? Так что России пора определить, нужно ли ей Закавказье вообще. Если Грузия станет членом НАТО, то маловероятно, что Россия сможет признать самопровозглашенные республики. А что будет, если Абхазия тоже обратится к НАТО, после того, как этот регион будет отсечен от России? Как поведут себя наши родственные народы на Северном Кавказе, можно представить».

И еще один принципиально важный момент. Даже не смотря на позицию России, в Абхазии готовы оказать помощь Южной Осетии в случае нападения Грузии. «Когда летом 2004г. в Южной Осетии случился кризис, мы перебросили туда подразделение. Конечно, это в какой-то степени был больше символический жест, потому что один батальон проблем не решит, но, учитывая то, что это наша граница с Грузией, мы можем создавать большие проблемы, - рассказал Сергей Шамба. - Если начнется война в Южной Осетии, для нас совершенно очевидно, что следующей будет Абхазия. Поэтому размышления о том, стоит ли ввязываться в драку, теряют всякий смысл».



Алан Урусов,
специальный корреспондент
независимого информационного
агентства IR в Москве