Петр Иванченко

Кто нападает на владыку Диомида

...Пришло время собираться верным вокруг Христа,
верным стоять за Христа в великом и малом,
время строить в своих сердцах основание непоколебимого
упования на Бога Живого. Все мы должны, в конце концов,
сделать свой личный выбор...
Протоиерей Александр Шаргунов,
настоятель храма Святителя Николая в Пыжах






Сразу же после того, как обращение владыки Диомида появилось в Интернете, ряд аналитиков высказал предположение, что, скорее всего, резкой реакции представителей Московской Патриархии на него не последует, что его попытаются «не заметить», и, не поднимая «лишнего шума», ограничиться келейными вразумлениями Чукотского и Анадырского епископа. Возможно, так бы оно и было. Но дело приобрело слишком большой резонанс, обращение вызвало живейший отклик у многих верующих. Слишком уж важные и значимые для православных вопросы были подняты в нем. Не дожидаясь рассмотрения вопроса Священным Синодом, свою оценку (крайне негативную) обращению поспешили публично высказать митрополит Кирилл (Гундяев) и представитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский.

По мнению главы Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) митрополита Кирилла, обращение - не что иное, как провокация, которая направлена на срыв объединения Русской Православной Церкви Московской Патриархии и Русской Православной Церкви за рубежом, намеченного на май 2007 года, и организована внешними силами. Эти силы, прикрывшись авторитетом епископа РПЦ, пытаются сорвать церемонию подписания "Акта о каноническом общении". Митрополит Кирилл также напомнил, что дискуссия по вопросам, поднятым епископом Диомидом, давно ведется в Русской Православной Церкви, равно как и велась в рамках двусторонних контактов с РПЦЗ, и в ходе этого диалога уже было решено, что допустимо, а что недопустимо с точки зрения православного богословия. "Совершенно очевидно, что дискуссия эта может и дальше продолжаться, и мы приветствовали бы широкую дискуссию на эту тему в рамках Русской Православной Церкви", - отметил владыка Кирилл.

Честно говоря, не совсем понятно, если «дискуссия давно ведется», и будет вестись в рамках воссоединившейся Русской Православной Церкви «по вопросам, поднятым епископом Диомидом», почему же обращение – провокация, и направлено на срыв восстановления канонического общения?

Тем более, что именно упомянутые в обращении первым и вторым пунктом экуменизм и неосергианство (духовное соглашательство, подчиняющее церковную власть мирской), как раз, и являются для РПЦЗ главным препятствием для окончательного воссоединения с РПЦ МП. Их преодоление, к чему, собственно и призывает Чукотский епископ, никак не может помешать воссоединению. И, наконец, что это за «внешние силы», и как они прикрываются «авторитетом епископа РПЦ»? Они что, загипнотизировали его, или заставили подписать обращение под пистолетом?

В свою очередь, глава Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский заявил, что подобные действия чукотских священнослужителей нарушают церковную дисциплину. По словам священника, авторы документа должны были обратиться с волнующими их вопросами не ко "всем верным чадам Русской Церкви", а к Архиерейскому Собору, Священному Синоду или к Предстоятелю. Отец Владимир отметил, что проблемы, которые упоминаются в письме, "много раз ставились и обсуждались - они нашли отражение и в решениях Архиерейских Соборов, и в документах богословской комиссии: это и учение об экуменизме, участие во Всемирном совете церквей, и проблема ИНН, и "сергианство".

"То, что это обсуждают в данном письме, - нормально, смущает сама форма, с которой выступила группа людей, подписавшая его. Письмо написано в духе конспирологии и отражает уровень так называемых церковных диссидентов в юбках и платочках. Это несерьезно для архиерея Русской Православной Церкви и священнослужителей", - подчеркнул глава пресс-службы РПЦ. При этом он напомнил, что в следующем году пройдет заседание Архиерейского Собора, и "владыке Диомиду никто не запрещает ставить волнующие его вопросы". "А здесь он себя противопоставил той форме, в которой обсуждаются вопросы в Церкви", - заметил священник, выразив мнение, что на ближайшем Св. Синоде будет дана оценка поступку владыки Диомида и других авторов письма, настолько уж важные и значимые для православных вопросы были подняты в нем.

Оставив на совести отца Владимира его отношение к «юбкам и платочкам», отметим следующее: сам иерей свидетельствует, что все вопросы, поднятые в обращении, неоднократно рассматривались и обсуждались. Обсуждать-то обсуждали, но решения, которое бы удовлетворило бы большинство православных христиан, так и не было принято. И именно потому, что вопросы поднимались и обсуждались келейно. И, несомненно, что постановка вопросов на предстоящем Архиерейском соборе имела бы подобный результат. В то же время именно сам статус и долг архиерея Божьего требовал от владыки Диомида, как, впрочем, и от всех остальных епископов и священников РПЦ, чтобы он возвысил свой голос против происходящих беззаконий. Ведь, как известно, «молчанием Бог предается». Как мы знаем из истории Русской Церкви, преподобный Иосиф Волоцкий не побоялся «нарушить церковную дисциплину» обличить митрополита, впавшего в ересь жидовствующих, и близких к нему «выдающихся богословов» того времени. Видя, что призывы Новгородского святителя Геннадия к верховной власти остаются безответными, он пошел по иному пути - обратился к верным епископам, священникам, монахам и мирянам с обращением-призывом противостоять беззаконникам и «за Христа пострадать и за Пречистую Богородицу». Простой игумен еще раз доказал, что «Не в силе Бог, но в правде». Жидовствующий митрополит был сведен с первосвятительского престола. Церковь и Россия были спасены.

И непонятно, почему, если отец Владимир Вигилянский уверен, что Священный Синод даст оценку обращению и действиям его подписавшим, он, упреждая решение этого церковного органа, берется судить архиерея, то есть человека, занимающего гораздо более высокое положение в церковной иерархии, чем он сам. Как это с точки зрения той же церковной дисциплины?

Примечательно, что позицию Владимира Вигилянского в данном вопросе ряд СМИ представили, как позицию всей Русской Православной Церкви, хотя пока что это всего лишь частное мнение пусть даже очень влиятельных людей. То, что владыка Кирилл и отец Владимир решили предварить решение Священного Синода и отреагировали столь эмоционально, свидетельствует о значимости для них вопросов, поднятых в обращении, и невольно наводят на мысль о «горящих шапках» из известной пословицы. Действительно, обращение владыки Диомида ставит под сомнение практически все основные аспекты деятельности митрополита Кирилла, и отдела им возглавляемого – от экуменистических контактов и участия в глобальных проектах до «соработничества» с нынешними российскими властями. И вполне понятно, что обращение было расценено им, как посягательство на тщательно возводимую им конструкцию.

Примечательно, что в оценках обращения владыки Диамида с митрополитом Кириллом солидаризировался анафематствованный поп-растрига Глеб Якунин, заявивший помимо всего прочего, что в письме изложена позиция «средневековых мракобесов», оно «имеет тревожный характер» и «толкает православие в прошлое».

Практически то же самое, но несколько мягче в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил «выдающийся богослов» диакон Андрей Кураев: «Письмо епископа Диомида оставляет впечатление, что оно было написано человеком, давно и безнадежно оторванным от реальности. Это вряд ли связано с отдаленностью его епархии. Скорее речь идет о том, что он не желает видеть то, что происходит на самом деле». По мнению отца Андрея, «авторы письма, скорее всего, ощущают себя жертвами исторического процесса». Он выразил уверенность в том, что «образованные священники отнесутся к этому письму негативно».

Думаю, что такое сходство во взглядах говорит о многом. Как известно, Збигнев Бжезинский заявил, что после крушения коммунизма главным врагом Запада является Православная Церковь. Говоря это, он, разумеется, высказывал не только личную точку зрения – такова позиция и тех, кто стоит за Бжезинским. Вне всякого сомнения, эти господа ведут со своим врагом войну не на жизнь, а на смерть. Это не только разбомбленные натовской авиацией и сожженные шиптарами старинные монастыри в Косово и захваченные униатами и самосвятами храмы Малороссии. Это и тайная война, ведущаяся против Православия внутри самой церковной ограды. Как и в той тайной войне, что велась против СССР, решающую роль в ней играют агенты влияния. Их можно узнать, как и тех, кто некогда рушил Советский Союз, по счетам в зарубежных банках, по роскошным особнякам в самых престижных столичных районах, по шикарным лимузинам.

Для того чтобы добиться внутреннего перерождения Церкви в нее на протяжении последних десятилетий целенаправленно внедрялся чужеродный элемент. Трудно не обратить внимание на обилие выкрестов среди русского духовенства, прежде всего, в Московской и Петербургской епархиях. Некоторые увидели в этом даже исполнение апокалипсического пророчества об обращении остатка Израиля. Однако, как правило, представители этой группы несут в храмы дух обновленчества и либерализма, открыто презирают свою паству – «белые платочки». Они напористо и агрессивно работают на поприще реформирования и переустройства Церкви Христовой в духе века сего, стремясь превратить ее в «децентрализованное религиозное объединение» (по определению Фукуямы), куда «люди ходят, чтобы быть вместе». Эти люди, глубоко чуждые как Православию, так и всему русскому, есть и будут жесткой оппозицией всем ревнителям благочестия.

Что же в реальности? Поддержка православными владыки Диомида ширится, во многих приходах РПЦ идет сбор подписей под его обращением. И в этом народном движении, думаю, и есть главный залог того, что обращение будет услышано архиереями, сохранившими верность Христу. «Я категорически не согласен с мнением о том, что Обращение владыки Диомида – это «провокация, направленная против священноначалия Московской Патриархии». Провокатор как раз тот, кто это утверждает! Я же считаю, что широкое народное движение за утверждение традиционного Русского благочестия, против любых попыток разрушить его, замутить религиозное самосознание Русского православного человека, только добавит нашему священноначалию и авторитета, и сил. Святейший Патриарх Алексий II и другие Русские архиереи должны знать, что им есть на кого опереться в своей борьбе за Русское духовное возрождение. Мы всегда готовы сплотиться вокруг них и поддержать их в этой борьбе!

Могучая Русская Церковь, свято блюдущая чистоту своей святой веры и спасительное единство народа Божия – вот единственно возможная, благодатная основа Русского национального и державного возрождения»,- заявил Председатель Союза Русского народа генерал-полковник Леонид Ивашов.