Россия добилась постройки нефтепровода Бургас-Александруполис

Россия, Греция и Болгария подписали в четверг в Афинах межправительственное соглашение по проекту строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. В церемонии подписания, которая состоялась в Афинах, приняли участие президент России Владимир Путин, премьер-министр Греции Константинос Караманлис и глава правительства Болгарии Сергей Станишев. От России документ подписал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.

Сразу после того, как соглашение о балканской нефтяной трубе будет ратифицировано парламентами трех стран, начнется строительство трубопровода. Его протяженность составит 285 км. Стоимость проекта может достичь 900 млн долларов. Пропускная способность трубы – 35 млн т нефти в год, с возможностью увеличения до 50 млн т в год. Предположительно, трубопровод может начать работу уже в 2009 г., сообщает Новый Регион.

Собственником нефтепровода станет международная проектная компания, которую учреждают участники проекта. России стороне будет принадлежать доля в 51%, ее закрепят за созданным недавно ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас–Александруполис», участниками которого являются АК «Транснефть», НК «Роснефть» и «Газпром нефть» (по 33% в консорциуме у каждой), сообщает РБК. Долей в 24,5% в общем проекте будет владеть болгарская проектная компания «Бургас–Александруполис БГ», аналогичный пакет будет принадлежать Греции (23,5% – компаниям Hellenic Petroleum и Thraki, 1% – правительству республики).

Введение нового нефтепровода в эксплуатацию позволит осуществлять экспортные поставки нефти, минуя загруженные проливы Босфор и Дарданеллы, по дну Черного моря. В болгарский порт Бургас нефть будет доставляться танкерами из Новороссийска, далее по нефтепроводу она пойдет до греческого Александруполиса на Эгейском море. Отсюда она будет попадать на зарубежные рынки.

В. Путин отметил, что в Болгарии и Греции могут быть созданы региональные центры транзита энергоносителей из России на рынки Европы. Также Болгария и Греция смогут решить вопросы собственной энергобезопасности. По данным Путина, на территории этих стран планируется построить крупные нефтехранилища вместимостью до 600 тыс. тонн.

Президент России заявил, что реализация этого проекта увеличивает стабильность не только для Балкан, но и для всего мирового энергетического рынка по двум причинам: дает возможность расширить поставки сырья на рынки и диверсифицировать пути его доставки.

При этом Путин заверил, что трубопровод будет наполнен новыми потоками, а не нефтью из действующих систем. «Речь идет не о переориентации потоков из других систем, а о наполнении трубопровода новыми потоками», – отметил Путин. «Это никак не скажется в худшую сторону», – добавил президент.

«В этом заинтересован весь мировой энергетический рынок, прежде всего это дает возможность подумать о расширении поставок из Каспийского региона, это американские, казахстанские, азербайджанские компании», – подчеркнул с Путин.

Между тем, как пишет газета RBC daily, с наполнением нефтепровода могут возникнуть проблемы: за два дня до подписания соглашения Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) отказался от участия в проекте. Не исключено, что данное решение принято под давлением Вашингтона.


Свободных резервов нефти на Черном море у России нет, и без каспийской нефти заполнить трубу мощностью до 50 млн. т в год нереально. Поставить ее могут операторы казахских месторождений Тенгиз и Кашаган – участники КТК и «КазМунайГаза», пишет издание.

Официальная причина отказа КТК – коммерческая незаинтересованность, но, по мнению экспертов, консорциум пытается добиться от Москвы расширения своей пропускной мощности – таково, в частности, было условие Chevron. Вместе с ExxonMobil компания играет в КТК «первую скрипку» (по крайней мере, среди частных акционеров). Кроме того, накануне афинского саммита США надавили на Грецию, пытаясь сорвать проект нефтепровода Бургас–Александруполис. Отказ КТК от участия в нем может преследовать ту же цель: Вашингтон стремится сохранить транзитную зависимость России от Украины и Польши и направить каспийскую нефть в нефтепровод Одесса–Броды.

КТК транспортирует в Новороссийск около 30 млн т нефти в год. Оттуда она танкерами отправляется через турецкие проливы в Европу. «Однако турецкие проливы перегружены, а рост нефтедобычи на казахском шельфе Каспия к 2015 г. может вырасти с 54 млн до 150 млн т в год, напомнил РБК daily аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров. Даже если КТК и «КазМунайГаз» заполнят трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан, избыток надо будет куда-то девать». Казахстан может направить его в Китай, однако в этом не заинтересованы западные операторы. Если КТК будет расширен, у консорциума останется два пути: Бургас–Александруполис или Одесса–Броды.

Пока оба проекта считаются рискованными. По словам аналитика, интерес КТК к Бургасу зависит от тарифной политики его операторов. Нефтепровод Одесса– Броды используется в режиме реверса. Украина давно пытается достроить его до польского Плоцка и сменить направление прокачки, но не может найти для этого ни денег, ни нефти. Правда, в последнее время ее усилия поддерживают США. Эксперты не исключают, что политическая воля Вашингтона может сдвинуть Одессу–Броды с мертвой точки.