Пенсии из Фонда будущих поколений

Президент России предложил создать за счет нефтяных доходов Фонд будущих поколений. Главный экономист президентской администрации предлагает тратить часть средств этого фонда на выплату текущих пенсий. В других нефтяных странах мира Фонды будущих поколений существуют давно, однако тратятся лишь доходы по ним, а не сами фонды.

В очередном Бюджетном послании президента предлагается разделить Стабилизационный фонд, формируемый за счет доходов казны от экспорта российской нефти, на две части: Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Причем объем основного, Резервного фонда будет устанавливаться ежегодно в процентах к ВВП страны. Этот процент, естественно, будет меняться, поскольку и объем ВВП каждый год – новый.

Одно из первых предложений – создать Резервный фонд в объеме примерно 10% ВВП. То есть, если объем экономики России в 2006 г.- 1 трлн долларов, стало быть, в Резервном фонде, будь он уже создан, должно быть 100 млрд долларов. Прогноз правительства на 2007 г.: рост ВВП составит 6,2% в этом году, это 1,15 трлн долларов. По этой схеме, Резервный фонд к концу 2007 г. должен составить примерно 115 млрд долларов, то есть увеличиться на 15 млрд долларов, поясняет аналитик Владимир Тихомиров.

Все, что после необходимых отчислений в Резервный фонд будет оставаться в казне от нефтяных доходов, предлагается переводить в Фонд будущих поколений. Часть средств этого фонда и могут направить на покрытие дефицита Пенсионного фонда, то есть фактически на выплату текущих пенсионных обязательств государства, говорит эксперт. Уже через год-два Пенсионному фонду потребуется помощь со стороны федерального бюджета.

Как сообщает Радио Свобода, первым из Фондов будущих поколений в мире называют Постоянный фонд Аляски. Началась история фонда в 1969 г., когда власти штата организовали аукцион, на который выставлялись лицензии на разработку аляскинских месторождений нефти и газа.

Аукцион принес местной казне 900 млн долларов – астрономическую по тем временам сумму, в пять раз превышавшую тогдашний годовой бюджет Аляски. Было решено потратить эти деньги на ряд инфраструктурных проектов и социальных программ, одним из которых было строительство нефтепровода. К 1975 г. строительство нефтепровода завершалось, а от 900 млн долларов, вырученных на аукционе, почти ничего не осталось. Тогда и возникла идея, чтобы 25% будущих доходов штата, получаемых от разработки природных ресурсов, инвестировались бы в некий Постоянный фонд. В этот фонд ежегодно переводится 25% всех налогов и рентных платежей, которые штат получает от нефтяных компаний. Остальные 75% идут напрямую в бюджет штата.

Объем Постоянного фонда Аляски сегодня – примерно 34 млрд долларов. Это втрое меньше российского Стабилизационного фонда и почти в 9 раз меньше крупнейшего из подобных фондов в мире – Пенсионного фонда Норвегии.

В Пенсионном фонде правительства Норвегии сегодня - уже около 300 млрд долларов. Он был учрежден в 1990 г. решением норвежского парламента и назывался тогда Нефтяным фондом. В 2006 г. его объединили с национальным Пенсионным фондом и переименовали. Лишь в 2002 г., когда в этом фонде было примерно столько же денег, сколько сегодня – в Стабилизационном фонде России, правительство Норвегии впервые получило право расходовать небольшую часть этих средств. Ежегодно правительство рассчитывает сумму, которую может изъять из нефтяных доходов на текущие нужды бюджета. По сравнению с общими объемами фонда, сумма – минимальная. Это примерно 4% тех реальных доходов, которые Норвегия получает ежегодно, инвестируя средства фонда. Каких-то особых предписаний, как норвежское правительство может использовать эти 4% инвестиционных доходов, не существует.

И в Норвегии, и на Аляске правительство может тратить сегодня средства не самого нефтяного фонда, а лишь небольшую часть той прибыли, которую оно ежегодно получает, инвестируя капитал фонда. Размер ежегодной прибыли зависит и от текущей конъюнктуры, и от профессионализма тех, кто инвестирует. Но сам фонд при этом остается в неприкосновенности, передает Радио Свобода.

В России пока не обсуждается вопрос о разделении средств Фонда будущих поколений на основную часть и инвестиционную, отмечают аналитики. Но, учитывая общее старение населения, совершенно очевидно, что уже в ближайшем будущем избежать дополнительных трансфертов из казны для выполнения обязательств государства перед пенсионерами не удастся.

Уже по сути своей вопрос требует политического решения, полагает Владимир Тихомиров: «Было бы логичнее увеличить расходы на содержание Пенсионного фонда не за счет нефтяных сверхдоходов, а напрямую - из бюджета. Стабфонд, по сути, - уже сформированный профицит бюджета, направленный в резервы. И финансировать из него некий дефицит, возникающий в силу задолженности казны по пенсионным обязательствам, - неправильно», - полагает аналитик.