Алан Урусов

Россия должна усилить помощь Абхазии

Интервью с директором Института политических исследований, заместителем председателя комиссии Общественной Палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и прав человека Сергеем Марковым.

- Какова оценка волеизъявления жителей Абхазии в Общественной Палате РФ?

- Выборы стали очередным этапом формирования государственности Абхазии. Республика, оказавшись в сложной ситуации, строит государственные институты, которые нормально функционируют и позволяют говорить о ней, как о реально существующем государстве. Хотя юридически оно не признано, но фактически дееспособно, ярким свидетельством чему стали недавние выборы в парламент.
Отмечу, что Абхазия является демократическим государством, в котором обеспечены права этнических меньшинств. Мы видим, что республика раз за разом сдает этот экзамен на демократизацию. Наиболее серьезное испытание было во время президентских выборов, когда после долгого правления признанного лидера Владислава Ардзинбы, который возглавил Абхазию в период войны, республика почти сорвалась в гражданское противостояние. Но, вопреки желанию недругов, она смогла сдержаться, выстоять при российской посреднической помощи, сдав важнейший экзамен на демократию. Там смогли обеспечить переход власти к оппозиционному лидеру, которым тогда являлся нынешний президент Сергей Багапш. Формирование государственности позволяет Абхазии более уверенно смотреть в будущее.

- И все же, в адрес Абхазии со стороны Тбилиси нескончаемо звучат обвинения в полном отсутствии демократии…

- В связи с формированием режима личной власти Саакашвили сегодня можно сказать, что Абхазия является более демократической страной, нежели Грузия. Свидетельств этому достаточно. Очень много жалоб поступает от грузинской оппозиции на легитимность проведения выборов в Грузии, на то, что лидеров оппозиции зажимают, не дают возможность выступать. Так что, повторюсь, Абхазия в большей степени соответствует демократическим требованиям, чем Грузия. Этот фактор международное сообщество должно больше учитывать, формируя свое отношение к грузино-абхазскому конфликту. Мы, в свою очередь, должны усилить помощь абхазскому народу. В Общественной Палате формируется Совет по защите прав граждан, проживающих в непризнанных республиках, котрый будет иметь отношение не только к Абхазии, но и к Южной Осетии и Приднестровью.

- Почему, на Ваш взгляд, Грузия в который раз не признает выборы в Гальском районе Абхазии?

- Позиция грузинских властей по выборам в Гальском районе является ярким свидетельством того, что они не отказались, от силового принуждения жителей Абхазии к принятию власти Тбилиси. Но это обанкротившаяся политика, которая доказала свой полный неуспех, и от нее надо уходить. К сожалению, партия войны еще сильна в Грузии. Правда, она потерпела сокрушительное поражение в конце прошлого года с увольнением министра обороны Ираклия Окруашвили, что остановило возможность войны с Южной Осетией, которая была абсолютно реальной.

- Разве увольнение Окруашвили добавило спокойствия на абхазских рубежах?

- Вы правы, политика, направленная на то, чтобы поставить абхазский народ на колени вместо переговоров, продолжается. Она включает в себя несколько моментов. Во-первых, это безумная попытка делигитимизировать другую сторону переговоров. Если вы хотите заключить мир с другой стороной, важно, чтобы там была легитимная власть. А если утверждаете обратное, если создаете какую-то «Верхнюю Абхазию», стараетесь подсунуть каких-то других переговорщиков, что по Абхазии, что по Осетии, то тем самым говорите: «Я сижу за столом переговоров, но напротив сидят бандиты без мандата доверия». Разве возможна нормальная стратегия мирного переговорного процесса на этой основе? Все это, на самом деле, свидетельствует о неготовности Тбилиси к мирным переговорам с Абхазией. В этом заключен главный тупик переговоров.

- Тем не менее, в НАТО в Грузии видят спасение. На чем основано это убеждение?

- По-прежнему есть безумно-романтическая идея у тбилисской элиты о том, что натовские солдаты будут за них завоевывать Абхазию. Но не будет этого. И Грузия не станет членом НАТО. Многие в Тбилиси полагают, что последнее решение американского Конгресса свидетельствует о том, что «главный начальник в мире» уже отдал распоряжение о вступлении в Альянс. Господь с вами. Огромное количество европейских членов НАТО не хотят вступать в конфликт с Россией. Они наложат вето на эту попытку США протащить Грузию и Украину в члены блока. По нашим оценкам, к вето могут прибегнуть до 10 членов НАТО - стран Европы. Никто не будет завоевывать Абхазию. Об этом мечтает только партия войны в Грузии. Но грузинский народ, как и натовские солдаты, не будут этого делать. Для того чтобы решать проблемы, нужно садиться за стол и вести переговоры.

- Какие силы стоят за недавними провокациями в Кодорском ущелье?

С.М.:
Главный вопрос – кому все это выгодно. Позиция Тбилиси не отвечает логике. Известно, что власти Абхазии устраивает нынешняя ситуация. Оно не хотело бы, чтобы конфликт был разморожен. И, наоборот, руководство Грузии стремится к изменению ситуации и предпринимает возможные действия, чтобы показать нестабильность ситуации на границе Грузии и Абхазии. В Тбилиси желают преподнести конфликт, как тлеющий, а абхазы демонстрируют, что он заморожен. Чувствуете разницу? Если бы со стороны Абхазии велись какие-то боевые действия, то они стали бы, по сути, антиабхазской акцией. Так что, стрельба на границе Грузии и Абхазии, безусловно, в интересах нынешних тбилисских властей. С другой стороны, в Кодорском ущелье по-прежнему существуют сваны-партизаны, которые стреляли в прошлом и заявляют, что будут стрелять в будущем.

…Мне кажется, грузинское руководство развивает собственные версии, прекрасно понимая, насколько они не логичны, рассчитывает на доминирование своих союзников в мировом информационном пространстве. Эту неправдивую интерпретацию событий Тбилиси навязывает мировому общественному мнению для обоснования необходимости замены миротворцев.

Но не надо стрелять, и не надо разрывать ситуацию, потому что Грузии от этого лучше будет.

- Адекватно ли оценивают ли на Западе откровенный милитаризм Грузии?

- Возможно, американцы порой занимают не очень трезвую позицию. Хотя они против войны в этом регионе. Министр обороны Окруашвили – лидер «ястребов» был уволен по требованию Вашингтона, где поняли, что может начаться кровопролитие. Европейским политическим кругам абсолютно ясно, что главную угрозу в регионе представляет собой как раз провокационная политика партии войны в Тбилиси. Это общепринятый взгляд, который уже вырывается на публичное пространство.

- И все-таки, когда Россия признает Абхазию?

- Признание независимости Абхазии произойдет, если состоится казус Косово. Мы считаем, что должны быть выработаны единые правила. У Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья прав на независимость гораздо больше, чем у Косово. Поскольку Косово никогда не было независимым. Край большей частью находился в составе Сербии, в то время как ни Абхазия, ни Южная Осетия, ни Приднестровье никогда не являлись частями независимых Грузии и Молдовы. Никогда народы самопровозглашенных республик не решали, вступать им в независимые Грузию и Молдову, или нет! России кажется неправильным подход, когда косовцам предлагается независимость только потому, что они не имеют отношения к России. А Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье не признаются только потому, что связаны с Россией. Это бессовестный русофобский подход, на который не согласится ни один российский политик. Хотя мне кажется, что именно из-за такой позиции России независимости Косово не будет. Москва использует право вето, и независимость Косово будет оставаться де-юре в таком подвешенном состоянии.
Гражданам Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии, имеющим отношение к процессу, надо быть готовыми к тому, что не будет полной независимости, но не будет и войны. Думаю, партию войны в Тбилиси удастся остановить совместными усилиями.
Нужно снять экономическую блокаду и дать возможность народам непризнанных республик налаживать экономику, развивать экономические отношения и добиваться разблокирования транспортных коммуникаций, осуществлять гуманитарную деятельность, свободу передвижения людей, идей, товаров и капиталов. За 15 лет эти страны выстроили и доказали свою полноценную государственность с институтами, армиями, полицией, СМИ, законами и т.д. Не нужно сковывать их искусственное развитие. Эти оковы нужно разорвать.